Джеймс Бонд для Зеленского: как связанная с британской разведкой ЧВК получила контроль над первыми лицами Украины
Джеймс Бонд для Зеленского: как связанная с британской разведкой ЧВК получила контроль над первыми лицами Украины
Как связанная с британской разведкой ЧВК получила контроль над Зеленским
Как выяснил RT, Владимира Зеленского охраняют бойцы британско-американской ЧВК, связанной с английскими военными и разведкой, — Group 4 Securitas (G4S). Фирма проникла на Украину ещё в начале 1990-х в качестве частных детективов и специалистов по охране, а теперь, спустя 30 лет, получила доступ к стратегическим объектам: портам, аэропортам и заводам. G4S располагает собственной разведкой и участвует в диверсионных операциях в Крыму. Под контролем структуры оказались правительственные объекты Украины. Компания заведует охраной представительств ЕС и Владимира Зеленского и даже имеет частные тюрьмы. Британцы считаются элитой в мировом разведсообществе, но предпочитают действовать скрытно, оставляя активную роль американцам, говорят военные эксперты.
Частная военная компания Group 4 Securitas (G4S) — одна из старейших в мире, ей более 100 лет. Штаб-квартира располагается на главной улице лондонского Сити — Королевы Виктории. На Украине ЧВК обосновалась после развала СССР, в 1992 году, и постепенно опутала страну сетью своих организаций. Первая из них — «Группа 4 Секуритас лтд Одесса» — зарегистрировалась в марте 1995 года в здании Одесского горсовета на Думской площади в историческом центре города.
В 1996 году в Киеве на проспекте им. Степана Бандеры появилось совместное украинско-нидерландское предприятие «Группа 4 Секуритас лтд». Полноправным владельцем акций стоимостью 4,9 млн гривен стал филиал корпорации с пропиской в Амстердаме.
Первые филиалы G4S на Украине занимались следственной деятельностью и обеспечением безопасности. В 2020 году «Группа 4 Секуритас лтд Одесса» решением суда прекратила работу. С банкротством закрытие не связано, но подробнее о его причинах не сообщается.
С началом конфликта на Украине G4S расширила своё представительство в стране — в 2023-м корпорация зарегистрировала в Киеве новые организации: G4S ordnance management и G4S risk management Ukraine. Сегодня украинское отделение корпорации насчитывает около тысячи сотрудников. Под охраной фирмы, в её ведении оказались промышленные предприятия и даже стратегические государственные объекты — порты, терминалы и аэропорты.
G4S также зарабатывает на разминировании полей сражений и услугах по обращению с боеприпасами, включая борьбу с самодельными взрывными устройствами. Помимо прочего, компания предлагает украинцам услуги «защитных отрядов», а именно «безопасно и надёжно переместить клиента» на территориях, затронутых военным конфликтом.
По некоторым данным, G4S имеет в своём распоряжении на Украине частные тюрьмы, куда могут легко попадать неугодные киевским властям, говорит военный эксперт Александр Артамонов: «Известно, что частные тюрьмы ЦРУ располагаются в Польше. Можно предположить, что центры временного содержания есть и на территории Украины».
«G4S активно включена в охрану правительственных объектов на Украине. Прежде всего они входят в охрану Владимира Зеленского — считайте, напрямую. Его охрана состоит из людей, подобранных из состава G4S», — подчёркивает военный эксперт. На сайте фирмы действительно говорится, что она оказывает услуги президентской охране, киевской городской администрации, представительствам Евросоюза и миссии ОБСЕ.
Также на russian.rt.com «Мечутся по всему миру»: как статус ядерной державы Франции оказался в зависимости от России и бывших колоний
Филиал британского спецназа
Но частными холмсы и бонды числятся лишь на бумаге. Военный эксперт Александр Артамонов определяет G4S как филиальную структуру SAS — подразделения специального назначения Вооружённых сил Великобритании. Такую же роль, по его словам, выполняет и другая британская ЧВК — Prevale and Partners: «После того как человек уходит с активной (военной) службы, он просто переходит в ЧВК. С активной службы уходят достаточно рано. Поэтому сохраняется постоянный живой контакт, переливание одного в другое».
А в случае провала операций власти могут отстыковать ЧВК от оборонного и силового комплекса и переложить ответственность на наёмников, говорит военный эксперт: «Первыми это начали делать именно англосаксы».
По его словам, Великобритания традиционно опирается не на регулярную армию, а на наёмников. Именно с этим Артамонов связывает тот факт, что британская G4S на порядок превосходит по численности одну из самых известных американских частных военных компаний, Black Water (Academy), в составе которой насчитывается 25—30 тыс. человек. Также G4S превосходит по численности армию Великобритании, которая, согласно данным на 1 января 2025 года, составляет 108 413 человек (в штате G4S — 800 тыс. сотрудников.
Структуры G4S напрямую задействованы в военных действиях на стороне ВСУ, уверен военный эксперт. Во-первых, компания занимается подготовкой и формированием контингента сил специальных операций Украины и сотрудничает с другой британской ЧВК, Prevail and Partners, в организации так называемой обороны Одессы по соглашению с управлением СБУ по Одесской области.
Специалисты Prevail собирают для украинских спецслужб разведывательные сведения, в том числе персональные данные иностранных и российских граждан, а также военнослужащих ВС России, принимающих участие в СВО. Председатель совета директоров компании Хеджес неоднократно посещал Киев для согласования вопросов подготовки диверсионно-разведывательных групп для их отправки в зону боевых действий, свидетельствует российский МИД.
Prevail совместно c G4S готовит диверсионные вылазки на крымское побережье, отмечает Артамонов. Prevail должна поставлять литоральные корабли ближнего плавания, которые ходят вдоль побережья, а G4S направляет наёмников для высадки на крымское побережье. При этом именно Prevale заточена конкретно на силовые акции, убеждён собеседник RT.
«Их цель — сеять террор, подрывать линии электропередачи, заниматься другими акциями устрашения населения. Они уже пытались это делать год назад и, возможно, сейчас занимаются тем же самым. Это чисто британская инициатива, которая соответствует задачам и целям, которые ставит перед собой Ричард Мур, глава MI6», — говорит военный эксперт.
Предприимчивый миротворец
Руководителем большинства связанных с G4S юрлиц, зарегистрированных в Киеве, в его столичном пригороде — селе Софиевская Борщаговка, а также в Одессе, — выступает Юрий Козленко, полковник, бывший замначальника управления в МВД Украины, где он проработал с 1993 по 2005 год.
Впрочем, он давно и прочно связан с военными и спецслужбами западных стран. В декабре 1997-го Козленко назначили командиром украинского контингента полиции ООН в Боснии и Герцеговине. Общий контингент миротворческих сил ООН в регионе насчитывал 2057 человек. Полиция ООН должна была проверять деятельность местной полиции и судебных органов, готовить персонал местных силовых служб и при необходимости выполнять их функции.
Козленко оставался во главе полицейского миротворческого контингента в Боснии до марта 1999-го. На следующий год его подразделение направили в бывшую колонию Португалии — островное государство Восточный Тимор, где в то время закончилась война и ООН ввела в страну полицейский контингент. Похоже, именно во время миротворческих миссий Козленко установил связи с высокопоставленными менеджерами охранной корпорации G4S — после возвращения украинского силовика с тихоокеанского острова именно они проводили аттестацию его навыков как безопасника и телохранителя.
Основным экзаменатором выступил Ивайло Атанасов, бывший капрал военной контрразведки Вооружённых сил Болгарии, проработавший восемь лет управляющим филиалом G4S в Болгарии, — в 2017 году структуру присоединила к себе болгарская компания VIP Security с 4 тыс. сотрудников. Атанасов был назначен руководителем объединённой организации.
Экзаменаторами Козленко также стали директор по глобальным операциям G4S Киран Комиски и бывший региональный директор компании в Польше Дариуш Дерек Пшибытняк, отвечавший за системы безопасности, расчётно-кассовое обслуживание, мобильные патрули, VIP-охрану и детективные расследования.
После подготовки у бодигардов в январе 2005 года Козленко ушёл из МВД Украины и возглавил украинское подразделение Международной ассоциации телохранителей (IBA). Тогда же он основал Союз работников органов внутренних дел и ветеранов-миротворцев. На его странице в LinkedIn говорится, что он отвечал «за всю деятельность ассоциации на Украине, включая отбор, обучение и трудоустройство телохранителей IBA». Вероятно, набранные Козленко телохранители IBA и стали основой нового штата украинской G4S — в сентябре 2007-го он сменил пост главы местного отделения IBA на руководство украинским филиалом G4S.
Авантюрист на королевской службе
Но самостоятельной фигурой на посту директора украинского подразделения G4S Козленко не был и работал под присмотром британского куратора. Бессменным главой Международной ассоциации IBA более 30 лет оставался ирландец Джеймс Джерард Ричард Шортт, который, как утверждает сама организация, тренировал правительственных военных, сотрудников частных охранных агентств, телохранителей первых лиц государств, дипломатов и топ-менеджеров корпораций, а также членов королевских семей искусству самозащиты и спасения жизни. Известно, что по молодости Шортт чуть не подался в монашеский орден капуцинов, сообщает ирландский журнал Independent.
Шортту, например, доверили обучение иракской и камбоджийской полиции, подразделений первой группы Сил специального назначения армии США — американского спецназа, а также подразделений специальных операций ФБР — SWAT. Он также тренировал телохранителей для групп безопасности ООН, где, вероятно, и познакомился с командиром украинского подразделения полиции ООН Юрием Козленко.
В 2009-м Джеймс Шортт консультировал британский кабинет министров по вопросам безопасности и имел доступ к особо секретному правительственному зданию Великобритании, в том числе к подземным помещениям, используемым премьер-министром и советниками в чрезвычайных ситуациях. И вот тогда СМИ вдруг разоблачили его как фальшивого полковника, ветерана 21-го резервного полка британского спецназа SAS и элитного формирования Воздушно-десантных войск Великобритании Paras, в форме которой он был запечатлён на фотографиях. Как выяснилось, Шортт не был спецназовцем, а всего несколько месяцев числился санитаром в добровольческих подразделениях британской армии.
По данным хорватского журнала Zaštita, посвящённого проблемам безопасности, последние несколько лет Шортт ударно тренировал украинских силовиков, оставаясь в стране на длительное время. Сообщения о подготовке им украинского спецназа можно найти и в 2010 году. В 2022-м Шортт подался наёмником на Украину, где воевал на стороне ВСУ и в конце февраля 2023 года был ликвидирован российской армией.
В тумане Альбиона
После начала конфликта на Украине в G4S ввели фактически прямое управление своим местным филиалом. Если прежде юрлица фирмы формально находились в подчинении Юрия Козленко, то с 2023 года ими владеют американские топ-менеджеры: Стивен Скотт Джонс, Дэвид Исаак Бакман и Тим Брандт, а управляет проживающий в пригороде крупнейшего канадского города Торонто, Берлингтоне, британец Марк Энтони Ливингстон, начальник одной из глобальных структур G4S — Ordnance management Limited. В его задачи входит стратегическое руководство, планирование и управление глобальными операциями G4S Ordnance. До того как возглавить группу, британец руководил группами быстрого реагирования и сапёрными подразделениями.
Ливингстон проходил обучение в Королевской школе военной инженерии (RSME), которая готовит кадры для британской армии и Министерства обороны, в том числе военных инженеров, плотников, ветеринаров, специалистов по боеприпасам, специалистов по обезвреживанию бомб и борьбе с химическим оружием, а также командный состав.
За 24 года службы в составе Королевских инженерных войск и воздушно-десантных войск в разных регионах Ливингстон получил всего-навсего звание прапорщика. Последние годы службы он провёл в странах Восточной Африки — Южном Судане, Эритрее, Руанде, Бенине, Уганде и Сомали — в качестве главного офицера по противоминной деятельности.
В целом британцы очень не любят афишировать то, что они делают, предпочитают выводить на первый план других, в частности американцев, говорит Александр Артамонов.
«Но в разведсообществе — и это подтверждают американский политик Линдон Ларуш и автор книги «Комитет 300» Джон Колеман — признают, что британцы всегда командовали как разведкой, так и спецмероприятиями по линии англосаксов, — объясняет военный эксперт. — Все мозговые штурмы, все акции воздействия устрашения — это британцы, американцы же работают по массовкам. Например, когда проводилась террористическая акция против Даши Дугиной, по ряду сведений, это делалось усилиями британской и французской разведок».