«Это полная неразбериха»: эксперты — о новых пошлинах Трампа для более чем 60 государств

«Это полная неразбериха»: эксперты — о новых пошлинах Трампа для более чем 60 государств

Трамп ввёл дополнительные пошлины в отношении более чем 60 государств

Соединённые Штаты с 7 августа вводят новые пошлины для более чем 60 государств. Соответствующий указ подписал президент США Дональд Трамп. Наиболее высокие тарифы были установлены для Сирии, Лаоса, Мьянмы, Швейцарии, Ирака, Сербии, Алжира, ЮАР. Для товаров из ЕС и ряда других европейских стран глава Белого дома ввёл 15%-ные пошлины. Отдельным указом Трамп повысил тарифы для Канады с 25 до 35%. Такое решение американский лидер мотивировал «бездействием» Оттавы в вопросе контрабанды фентанила в США. По мнению экспертов, Трамп пытается добиться выгодных для Вашингтона условий торговли. Однако, размахивая «тарифной шашкой», он может спровоцировать рост инфляции и глобальный экономический кризис.

Президент США Дональд Трамп подписал указ о введении новых торговых пошлин в отношении более чем 60 государств. Соответствующий документ опубликован на сайте Белого дома.

Согласно документу, наиболее высокие тарифы были установлены для Сирии (41%), Лаоса (40%), Мьянмы (40%), Швейцарии (39%), Ирака (35%), Сербии (35%), Алжира (30%), ЮАР (30%), Ливии (30%). Для товаров из ЕС и ряда других европейских стран Трамп ввёл 15%-ные пошлины.

Британскую продукцию президент США обложил ставкой в размере 10%. Такой же тариф будет действовать в отношении отсутствующих в списке стран. Указ должен вступить в силу 7 августа.

«Товары любого иностранного торгового партнёра, не зафиксированного в Приложении I к настоящему указу, будут облагаться дополнительной адвалорной пошлиной в размере 10%», — говорится в тексте документа.

Отдельным указом Трамп повысил тарифы для Канады с 25 до 35%. Такое решение президент США мотивировал «бездействием» Оттавы в сфере противодействия контрабанде фентанила и других наркотиков через северную границу.

Тарифы в отношении других стран Трамп объяснил указом №14257 от 2 апреля 2025 года. По нему в США был введён режим чрезвычайного положения из-за «большого и хронического» дефицита торгового баланса. По официальным данным за 2024 год, Соединённые Штаты импортировали на $1,2 трлн товаров больше, чем экспортировали.

По мнению главы Белого дома, такая ситуация представляет экстраординарную угрозу национальной безопасности и экономике страны. С точки зрения американского лидера, её источник полностью или частично находится за пределами Соединённых Штатов.

«В связи с этой угрозой я объявил в стране чрезвычайное положение и ввёл дополнительные адвалорные пошлины, которые счёл необходимыми и уместными», — говорится в новом указе Трампа.

«Зона высокой неопределённости»

Как сообщается в предоставленном RT Институтом Гайдара исследовании «Торговая политика США: текущее положение и перспективы», одной из ключевых задач на ближайшие четыре года Дональд Трамп считает «восстановление баланса в торговых отношениях и возвращение производств в страну», в том числе с помощью тарифов. Это должно создать дополнительные рабочие места и увеличить инвестиции в производственные мощности.

Однако, несмотря на угрозы ввести экстремально высокие пошлины, администрация Белого дома неоднократно брала паузу и делала исключения. Уступки касались и тех стран, которые, по логике Трампа, являются виновниками торгового дефицита. Такая непоследовательность Вашингтона объясняется «высокой зависимостью США от импорта в рамках сформировавшихся цепочек добавленной стоимости», отмечают в Институте Гайдара.

«Ситуация на сегодняшний день находится в зоне высокой неопределённости, и ожидать быстрого завершения переговорных процессов США не приходится», — сообщается в исследовании.

«Исправить торговый дисбаланс»

RT обсудил с экономистами и политологами причины резкого изменения тарифной политики с приходом Трампа, а также возможные последствия увеличения пошлин для мировой торговли и самих США.

— В связи с чем Трамп опубликовал новый указ о пошлинах и насколько серьёзными можно считать новые тарифы?

Политолог-американист Михаил Синельников-Оришак:

«Как утверждает Трамп, он стремится исправить торговый дисбаланс. Но для выполнения столь амбициозной задачи требуется большая подготовительная работа. При этом Трамп и его окружение не склонны к кропотливому труду. В случае, когда они сталкиваются с большими трудностями, они бросают это направление и перескакивают на что-то другое.

Приведу пример: вводя пошлины, Трамп стремится создать рабочие места. Но эта задача не увязывается в сложившийся экономический миропорядок. Новые рабочие места будут очень дорогими и не окупятся. С этой проблемой, по всей видимости, будет разбираться уже следующая администрация.

Нынешней администрации Белого дома нужны краткосрочные действия, которые можно будет выдать за успех, а затем заявить, что теперь США заполучили более выгодные условия внешней торговли. В ситуации с повышением тарифов логика Трампа проста: он поднимает тарифы и рассчитывает, что у пострадавших стран не хватит духу ввести ответные меры, начать защищать собственные интересы».

Ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова:

«Этот указ лишний раз подтверждает, что у Трампа действительно есть серьёзные намерения. Однако они состоят не в том, чтобы поссориться со всем миром, а в том, чтобы заключить сделки со всеми странами, для которых вводятся новые пошлины. Разумеется, торговые соглашения должны быть заключены на условиях США.

Главным условием потенциальных сделок будет открытие рынков для американских товаров с нулевой пошлиной. После этого Трамп «милостиво» согласится снизить размер ранее введённых тарифов для таких стран.

С точки зрения интересов американского бизнеса сделки Трампа действительно выгодны. Другое дело, что не так много стран захотят торговать с Соединёнными Штатами без ощутимых торговых преимуществ для самих себя. Пока на сделки согласились только послушные союзники по НАТО и некоторые страны, которым совсем невыгодно ухудшать отношения с Вашингтоном.

Пошлины, которые ввёл Трамп, могут действовать долго — возможно, до окончания его президентского срока, — но не исключено, что по каким-либо причинам он пересмотрит и даже отменит их».

— К каким последствиям для самих США, ЕС и мировой торговли может привести затеянная Трампом тарифная война?

Михаил Синельников-Оришак:

«Наверное, большинство стран не окажут Трампу сопротивления, и он выдаст это за желаемый успех. Но, например, у Канады есть довольно серьёзные точки воздействия на США. Если Оттава введёт ответные пошлины, то они сразу отразятся на многих американских домохозяйствах — по меньшей мере в виде увеличения счетов за электроэнергию. Ссора с Канадой опасна и тем, что может повлиять на восприятие Трампа американцами.

На мой взгляд, обстоятельства для того, чтобы ни с того ни с сего вводить пошлины, не сложились. Трамп решил, что через расшатывание он, наоборот, укрепит Соединённые Штаты. Но такими действиями США явно навредят прежде всего самим себе. Последствия Америка ощутит не завтра, а, грубо говоря, послезавтра.

Научный руководитель Центра конъюнктурных исследований при Институте статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

«Увеличение пошлин естественным образом спровоцирует достаточно высокий инфляционный фон. Потому что поступающие в Америку товары станут дороже за счёт этих самых пошлин. Те же европейцы — они не дураки, и в попытке обнулить эффект тарифов Трампа начнут продавать Штатам свои товары заведомо на 10—15% дороже.

При этом Евросоюз, можно сказать, отделался лёгким испугом, учитывая, что изначально Трамп собирался обложить европейские товары пошлинами в размере 30%. Да, 15%-ные пошлины ухудшают ситуацию для ЕС, но не до той степени, которую можно было бы предположить. Поэтому глава Еврокомиссии и согласилась на выдвинутые Трампом условия.

По влиянию на мировую торговлю и экономику пока трудно делать какие-то фундаментальные выводы. Переговоры между Вашингтоном и его торговыми партнёрами пока будут продолжаться. На какие итоговые договорённости они выйдут, станет понятно только через год-полтора.

Вот эти год-полтора мы, вероятно, будем наблюдать очень высокую торговую турбулентность, а это, в свою очередь, проинфляционный фактор. Если подводить итог, для мира вся эта ситуация — явный минус, поскольку она ведёт к нарушению торгового баланса, логистики, колебаниям цен».

Наталья Мильчакова:

«В целом для международной торговли серьёзных негативных последствий ожидать не стоит. Страны, которые не захотят торговать с США, ограничат экспорт туда либо перенаправят потоки товаров в другие страны.

Для экономики США серьёзного негатива тоже быть не должно. Тем не менее из-за пошлин инфляция в Америке в течение всего 2025 года может оставаться выше целевого уровня ФРС в 2% в год.

При этом для Евросоюза текущая ситуация обернётся дальнейшей деиндустриализацией, высокой стоимостью энергоресурсов, растущей инфляцией и, возможно, полной энергетической зависимостью от США».

Американист Дмитрий Дробницкий:

«Я бы не назвал происходящее тарифной войной. Это полная неразбериха. Ведь импортные барьеры вводятся абсолютно хаотично.

В тарифной политике Трампа с самого начала было потеряно целеполагание. Если пошлины повышаются с целью реиндустриализации и подъёма отдельных отраслей народного хозяйства США, то они должны быть отраслевыми. И одновременно сочетаться с определёнными мерами поддержки этих сегментов промышленности.

Сами США — это центр глобального капитализма. Единственный источник денег — федеральный резерв США. А значит, дефицит торгового баланса является источником могущества доллара. Как всё это сочетается с курсом на подъём индустрии внутри Соединённых Штатов и выравниванием внешнеторгового баланса?

Логика повышения тарифов, пожалуй, работает с Канадой. Северная граница практически никак не контролируется. Через неё в США проходит огромный поток наркотиков, включая синтетический фентанил, который, как Трамп полагает, изначально отправляется в основном из Китая. Канада не препятствует контрабанде. Поэтому новыми тарифами Трамп отомстил ей за это.

Но зачем же с другими странами так размахивать тарифной шашкой? Думаю, последствия проявят себя в 2026 году. Потенциально тарифная политика Трампа может вылиться в очень серьёзный кризис, который рискует перерасти в глобальный».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть