Как эксперты оценивают перспективы меморандума России и Украины

Сюжет Военная операция на Украине Сюжет Переговоры в Стамбуле Темы санкций и расширения НАТО выходят за рамки обязательств, которые может взять на себя Украина, говорят эксперты. Как они могут быть учтены в двустороннем меморандуме и может ли он стать многосторонним — в обзоре РБК

Глава сектора военно-политического анализа и исследовательских проектов ИМЭМО РАН Сергей Ознобищев

Меморандум каждой из сторон — это заявление о намерениях, согласованный меморандум — совсем другое дело. Согласовать меморандум — одна из промежуточных целей переговоров. Во многом позиции сторон полярны, и согласование это потребует серьезного политического давления и много времени. Пока общих позиций, кроме наконец проявившегося желания встречаться, у сторон нет. Недавно обменялись пленными — это здорово. Но пленные появляются в результате военных действий, а мы эти военные действия стремимся как-то сворачивать, иначе зачем встречаться. Сейчас видим свет, но он может быть совсем не в конце туннеля.

США оказывают очень серьезное давление на Украину и способствуют тому, чтобы Киев участвовал в этих переговорах. Если давления будет больше, то можно предполагать, что решение найдется быстрее. Договариваться надо двум сторонам, но при участии третьей. Вопрос, как это оформить и надо ли оформлять вообще, — это дело самих переговорщиков. Форма необязательно будет воздействовать на конечный результат.

Неизвестно, что войдет в документ. Речь идет о постконфликтном мире — на каких принципах и по каким канонам он будет строиться. Но важно понимать, что это не подменяет окончательную договоренность о завершении конфликта.

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов

Россия настаивает на том, чтобы обязательства о нерасширении НАТО взяла на себя не только Украина, но и сам альянс — чтобы НАТО отозвала свои обещания Украине и Грузии и официально провозгласила политику закрытых дверей в отношении стран постсоветского пространства. Дискуссионен вопрос о том, насколько этот требование является обязательным для российско-украинского соглашения. Но в идеале Россия хотела бы добиться подобных гарантий от НАТО.

Участие в переговорах Соединенных Штатов, безусловно, обязательно. Европейцы сейчас, с точки зрения Москвы, это сторона войны, а не мира. Они по-прежнему выступают за гибридную войну с Россией, чтобы нанести ей стратегическое поражение. Они категорически отказываются от тех требований и условий, которые выдвигает не только Москва, но и даже Вашингтон в рамках мирного урегулирования. Так что участие европейцев не просто необязательно, а скорее недопустимо. Это связано с тем, что они будут всячески пытаться сорвать этот мирный процесс.

В качестве «программы минимум» для России необходимо добиться, чтобы сама Украина взяла на себя обязательство не вступать в НАТО. В частности — не проводить совместные учения со странами альянса, не получать от них оружие, а также воздерживаться от каких-то продвинутых форм военных отношений с альянсом. Естественно, Киев должен разорвать те соглашения, которые он прямо сейчас заключает, например, с Берлином в области сотрудничества по строительству ракет средней дальности.

Новости компаний РБК Компании Крупнейшие компании в сфере обслуживания зданий и территорий Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона РБК Компании Отзывы о вашей компании Публикуйте короткие отзывы или развернутые кейсы с деталями успешного сотрудничества РБК Компании Крупные сельскохозяйственные предприятия Изучите сведения в каталоге по регионам

«Программа максимум» — если соответствующие обязательства возьмут на себя и страны НАТО. Хотя, как мне кажется, это абсолютно невообразимый вариант в какой-то среднесрочной перспективе, потому что европейцы выступают абсолютно против этого. Так что единогласного решения НАТО по части политики закрытых дверей в отношении постсоветских стран абсолютно точно не будет.

Что касается снятия санкций, это будет возможно только при окончательном решении территориального вопроса, учитывая позицию европейцев. А по этому вопросу мы вряд ли договоримся. Даже если Украину удастся принудить к тем условиям, о которых договорятся Россия и США, то европейцы всё равно с ними не согласятся, и, соответственно, санкции со своей стороны сохранят. Мне кажется, что это та реальность, из которой надо исходить — антироссийские санкции, прежде всего европейские, в долгосрочной перспективе сохранятся. Как и незаконно замороженные российские активы тоже никто не вернет.

Ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Николай Силаев

Думаю, в меморандуме будет идти речь о прекращении огня и о более широких рамках урегулирования. Почему в качестве формата выбран именно меморандум — вопрос интересный. Это не юридически обязывающий документ — в нем предполагается прописать параметры возможного договора, который уже будет юридически обязывающим. Здесь есть проблема, о которой много говорит Москва, — с украинской стороны подписывать такой документ некому. Его может подписать в качестве и.о. председатель Верховной рады, но и то неизвестно, насколько он обладает такими полномочиями. Выбор в пользу такого формата сделан еще и поэтому.

Меморандум не остановит расширение НАТО на восток, но в нем можно зафиксировать договоренности о внеблоковом статусе Украины, ее демилитаризации и денацификации. Я бы предположил, что меморандум — это некоторая уступка России американской стороне в ситуации, когда украинская сторона не может подписать юридически обязывающий мирный договор.

О чем Россия и Украина договорились на переговорах в Стамбуле Политика

Председатель Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий

Пока мы знаем только о том, что на переговорах в Стамбуле Украина и Россия договорились обменяться отдельными меморандумами. Устранение причин конфликта, включая аспект расширения НАТО, — это и есть самый важный момент этих переговоров. В этом и есть искусство дипломатии. Я думаю, что это достижимая вещь, но как именно это будет сделано — сейчас сказать сложно. Пока мы видим, что идет непростая дипломатическая работа.

Непосредственное привлечение США и ЕС к подготовке документа — это сложный вопрос. Известно, что на сегодняшний день в переговорах участвуют и определенным образом влияют на ситуацию как лидеры западноевропейских стран, так и руководство США. Процесс с участием этих сил уже идет. При этом в настоящий момент европейские политики ведут агрессивную линию. Однако их позиция подвержена изменениям. Так что какой будет итоговая формула переговоров — на данный момент сказать невозможно.

Руководитель направления дипломатических исследований Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Александр Бобров

Меморандум был предложен для того, чтобы не дать украинской стороне по-своему интерпретировать те или иные инициативы и заявления, которые могли исходить от российской стороны. Накануне стамбульских переговоров главной темой было возможное 30-дневное перемирие. Возникают вопросы: если мы это перемирие вводим, то кто будет наблюдать за его соблюдением, что будет в случае его нарушения. Подобного рода документ позволяет положить на бумагу и объяснить позицию России — каким она видит будущее соглашение об урегулировании.

У России есть свой меморандум, у Украины будет свой, и в каждом из них будут прописаны позиции стран. Затем начнется проработка положений на предмет того, что сторонам подходит, а что нет. Все это сделано для того, чтобы не вести дискуссию на уровне мегафонной дипломатии, а для того, чтобы это была полноценная работа на конкретный результат.

Российское руководство неоднократно заявляло, что без устранения первопричин конфликта не может быть его завершения и что оно не пойдет на перемирие ради перемирия. За те 11 лет, что идут дискуссии вокруг Украины, эта тематика обросла большим количеством побочных тем. Поэтому в тексте все вопросы будут рассматриваться в комплексе.

Темы расширения НАТО и отмены антироссийских санкций могут включить в меморандум, но опять же это все на усмотрение договаривающихся сторон. В этом заключается смысл дипломатического торга. Я не готов сказать, сколько времени уйдет на согласование положений меморандума, — все зависит от готовности сторон приходить к компромиссу.

Где могут встретиться Путин, Трамп и Зеленский. Инфографика Политика

Директор Центра европейской информации Николай Топорнин

Никакой меморандум, если он будет заключен только между Россией и Украиной, не сможет гарантировать того, что, допустим, Киев не захочет со временем вступить в НАТО и разместить на своей территории какие-то иностранные военные базы. Ведь от меморандума суверенитет Украины никак не будет страдать. Двустороннее соглашение не сможет зафиксировать такие международно-правовые последствия.

НАТО руководствуется Уставом, в котором четко прописана процедура приема новых членов. Для этого согласие должны выразить все 32 страны — члена альянса. В этой связи, если Украина на каком-то этапе, пусть через пять или десять лет, подаст заявку, то, никаких юридических препятствий у НАТО для ее одобрения не будет.

Предположим, что меморандум будет заключен на уровне России, Украины и стран НАТО, и в нем будет прописан отказ Киева от планов вступить в альянс. Тогда некая международная правовая гарантия будет. Однако, как мы сейчас видим, многие страны очень легко выходят из международных соглашений. Где гарантия, что через 10 лет страны-члены НАТО не передумают? Международное право базируется на добровольном согласии, и механизмов принуждения нет. Так что никакой меморандум подобных гарантий дать не может.

Санкции — другое дело. Европейский Союз продлевает рестрикции каждые полгода — год, там нет бессрочных санкций, как в США. В целом, отметить ограничительные меры легко — достаточно как раз их не продлить. Во всяком случае, можно будет поэтапно отменять санкционные пакеты. Это зависит только от политической воли.

Тем не менее и в этом вопросе наивно полагать, что с России сразу же будут сняты рестрикции. Кто помешает вернуть санкции, если европейские страны посчитают, что Москва, например, нарушила какие-то аспекты договоренностей? Европейцы уже сейчас говорят о том, что сначала нужно добиться всеобъемлющего перемирия и заключить соответствующее соглашение, а только потом они приступят к рассмотрению вопроса об отмене санкций.

В любом случае, на сегодняшний день мы располагаем лишь информацией о том, что стороны готовят два отдельных меморандума. Рассуждать в этой связи о заключении многостороннего соглашения, которое бы давало такие гарантии, — наивно. Не исключено, что подготовленные Россией и Украиной документы между собой полностью не стыкуются.

Эксперт клуба «Валдай» Андрей Кортунов

Различия в подходах сторон к документу действительно очевидны. Украинская сторона стремится сосредоточиться на модальностях прекращения огня: как выстроить перемирие, обеспечить его соблюдение и создать эффективную систему мониторинга. Это прикладные и первоочередные задачи.

Российская же сторона хотела бы предложить свое видение завершение конфликта в целом, выходящее за рамки двусторонних российско-украинских договоров. Оно предполагает определенные обязательства со стороны западных стран, включая государства НАТО и Соединенные Штаты. В связи с этим я предвижу определенные расхождения между позициями Москвы и Киева. Эти расхождения, вероятно, должны быть зафиксированы в меморандумах, поскольку задача сейчас не только в том, чтобы сосредоточиться на совпадающих позициях, но и в том, чтобы четко артикулировать позиции расходящиеся.

Если говорить о нерасширении НАТО, то переговоры следует вести, в первую очередь, с Североатлантическим альянсом. Возможны различные форматы закрепления таких обязательств со стороны НАТО или его ключевых членов, прежде всего США. Что касается санкций Европейского Союза, очевидно, что для начала необходимо восстановить коммуникационные каналы между Москвой и Брюсселем, которые на данный момент практически отсутствуют. Естественно, ни Украина, ни Соединенные Штаты не могут юридически брать на себя обязательства от имени ЕС. США могут лишь пообещать повлиять на позицию Брюсселя, но отношения между Вашингтоном и Брюсселем, вероятно, в ближайшее время останутся сложными и противоречивыми.

По всей видимости, завершение конфликта потребует не одного документа, а нескольких — с разным составом участников. По некоторым вопросам возможен двусторонний российско-украинский формат, по другим — потребуется российско-американская договоренность с соответствующим оформлением (например, если речь зайдет о ракетах средней и меньшей дальности в Европе). В ряде случаев потребуется соглашение между Россией и Европейским Союзом. Даже если такого соглашения не удастся достичь в ближайшем будущем, этот вопрос необходимо поднимать.

Если вернуться в прошлое, то в конце 2021 года Россия предложила два документа: один мог стать основой для российско-американского соглашения, другой — базой для договоренности между Россией и НАТО. Уже тогда было понятно, что разрешить все накопившиеся противоречия между Москвой и Западом в рамках одного пакета документов вряд ли возможно.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти

Реклама, ООО «МОТОРИНВЕСТ»

Реклама, ООО «МОТОРИНВЕСТ» Авторы Теги

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть