«Пиар в стиле «Исламского государства»: что связывает Киев с вооружёнными группировками в Африке

«Пиар в стиле «Исламского государства»: что связывает Киев с вооружёнными группировками в Африке

Что связывает Киев с вооружёнными группировками в Африке

Киев поддерживает вооружённые группировки в странах Африки, связанные с террористической организацией «Аль-Каида»*. Как подтверждает анализ RT, боевики используют дроны украинского производства, а украинские граждане работают в африканских горячих точках в составе западных ЧВК. При этом репутация у киевских структур среди местных, по словам экспертов, неоднозначная — «из-за грязного пиара в стиле «Исламского государства»*: в Киеве приписывают себе любую резонансную диверсию в регионе и рассматривают Африку как «прекрасный полигон для подготовки террористов».

В июне в Стамбуле прошла 51-я сессия совета глав МИД стран Организации исламского сотрудничества. С речью перед участниками выступил министр иностранных дел Мали Абдулай Диоп.

«Я не могу молчать о попытках дестабилизации наших стран со стороны государств — спонсоров терроризма в Сахели, таких как Украина», — заявил он, призвав международное сообщество официально осудить действия Киева.

О поддержке Киевом вооружённых группировок в странах Африки заявил в начале июня и представитель МИД Судана Мухаммад аль-Сирр. По его словам, Украина «по очень низким ценам предоставляла беспилотники» повстанческой группировке «Силы быстрого реагирования» (RSF), с которой власти Судана больше двух лет ведут войну. 

«Установлено участие Украины в поддержке других группировок в Ливии, Сомали и Нигере. Она поддерживает «Боко харам»* в Нигерии и «Аш-Шабаб» в Сомали, а также в Судане оказывает поддержку RSF», — сказал сотрудник МИД Судана в беседе с RT.

Градус противостояния 

Сахель — пограничная полоса между Сахарой и саваннами, охватывающая несколько африканских государств, включая Мали, Судан, Мавританию, Нигер, Буркина-Фасо и ряд других. В последние годы регион стал эпицентром активности террористических группировок и их пособников.

Слова главы МИД Мали о поддержке Киевом террористов прозвучали после серии нападений экстремистов на военные объекты и поселения стран Сахели. Согласно заявлению малийских вооружённых сил, атаки устроила коалиция вооружённых террористических группировок, которая пользуется внутренней и внешней поддержкой, в том числе оперативной, логистической, финансовой и информационной. 

В распоряжении боевиков оказалось современное оружие: АК-47, пулемёт Калашникова и крупнокалиберный Дегтярёва — Шпагина украинского образца, который может использоваться в качестве зенитного орудия или для поддержки пехоты, уточнил президент Нигера Абдурахман Тчиани. Он подчеркнул, что у армий Альянса государств Сахели на вооружении таких орудий не было.

Украинский след

Украинские службы тесно сотрудничают с вооружёнными группами, связанными с террористической организацией «Аль-Каида»* в Мали, заявил RT глава Содружества офицеров за международную безопасность Александр Иванов. Он отметил, что 23 мая Вооружённые силы Мали провели операцию против филиала «Аль-Каиды» «Джамаат Нусрат аль-Ислам валь-Муслимин» (JNIM)* в районе Софара и обнаружили в брошенном автомобиле телефон с фотографиями документов украинских спецслужб. 

На скриншотах, снятых с мобильного, заметны отрывки из пособия по корректировке огня с беспилотников, принадлежавшие, как утверждают в армии Мали, украинским спецслужбам. А в небольшом малийском городке Лере зафиксирована атака с применением FPV-дронов по позициям армии Мали, отмечает Иванов. 

Подтверждением поставок украинских дронов боевикам может служить беспилотник украинского производства, найденный Вооружёнными силами Мали. На его корпусе отчётливо различима производственная маркировка на украинском языке: «Не для продажу».

Сахельские СМИ ссылаются также на предварительные итоги расследования малийской армии, согласно которому беспилотники и ударные дроны украинского производства, аналогичные Mavic 3, завезли на территорию Мали через соседнюю Мавританию, а затем передали террористам из JNIM. Утверждается, что украинские советники даже координировали атаки боевиков против малийской армии в районе города Мопти. 

Проалькаидовские боевики JNIM действительно могли перемещаться из Мавритании через Мали в Нигер или Буркина-Фасо и там выходить в северные штаты Нигерии, страдающие от деятельности исламистских банд, отмечает в беседе с RT Ангелина Пасхина, специалист по региону, автор Telegram-канала «Энджи», научные статьи которой публикуются в журнале «Информационные войны» Академии военных наук РАН. Собеседница RT не исключает, что в сообщениях СМИ о проникновении украинских агентов в страны Сахели через территорию Мавритании имелся в виду тот же маршрут. 

«Мавритания тоже является страной Сахели. В 2014 году Мавритания, Мали, Нигер, Буркина-Фасо объединились в Сахельскую группу пяти для совместных решений в первую очередь по вопросам экологии и природопользования. Это было сделано для противостояния опустыниванию Сахели и противодействия радикальным незаконным вооружённым формированиям. В 2024 году Мали, Буркина-Фасо и Нигер вышли из этого союза и сформировали свою Конфедерацию стран Сахели», — объясняет Пасхина. 

Киев официально стал крупнейшим поставщиком дронов в Мавританию по итогам 2023 года — западноафриканская страна закупила беспилотников с Украины на $1,58 млн. В Киеве также предложили обучать «офицеров и представителей Вооружённых сил Мавритании, делиться технологиями и достижениями, которые Украина сделала на поле боя», — сообщил агентству Reuters главный посланник Украины в Африке Максим Субх. И это помимо того, что в укрепление мавританских вооружённых сил уже вкладываются французские военные компании.

Украина в пустыне

Первое масштабное применение дронов боевиками на севере Мали замечено в июле 2024 года во время устроенной туарегами движения «Азавад» (CSP-DPA) и джихадистами филиала «Аль-Каиды» засады на колонну войск Мали и российских военных специалистов из «Вагнера». Пресс-секретарь СБУ Андрей Юсов тогда в прямом эфире украинского канала признал факт сотрудничества с боевиками, которые «получили необходимую информацию, позволившую им провести успешную военную операцию». 

Эту информацию подтвердил и посол Украины в Сенегале Юрий Пивоваров, после чего его тут же вызвали в МИД страны с пояснением: оказал «недвусмысленную и безоговорочную поддержку террористической атаке».

«ГУР Украины действительно заявляло о якобы своей причастности к атаке на колонну российских военных специалистов ЧВК «Вагнер» и ВС Мали (FAMa) в конце июля 2024 года под Тинзаутином на севере Мали, и рядовые туарегские азавадские сепаратисты поначалу поддерживали этот тезис в соцсетях. Но сам лидер оппозиционной группировки FLA («Фронта освобождения Азавада») Биллал Аг Шериф в интервью туарегскому журналисту Сулейману Аг Анара в январе заявил, что их движение так и не получило материального обеспечения от Украины и просить его не собирается», — отмечает в беседе с RT Ангелина Пасхина.

Эти заявления стоили Киеву разрыва дипломатических отношений со стороны Мали и Нигера. Кроме того, главы МИД этих стран и соседней Буркина-Фасо обратились с письмом в Совбез ООН с осуждением предполагаемой поддержки Украиной международного терроризма, в том числе в Сахели. А прокуратура Мали возбудила уголовное дело о причастности Киева к террористической деятельности. 

По мнению Ангелины Пасхиной, негативное отношение властей региона к Украине усиливает «грязный пиар» некоторых деятелей украинских спецслужб, которые «в стиле медиа «Исламского государства»* приписывают себе каждый хлопок колеса или бытового газа».

Эмиссары из Киева

Украинские спецслужбы тренируют боевиков-туарегов использовать дроны и наносить удары, пока лидер движения за освобождение Азавада Биллал Аг Шериф планирует крупную атаку на город Кидаль, указывает малийский журналист Ибу Си, ссылаясь на собственные источники. Активность в районе продолжает проявлять и филиал «Аль-Каиды» JNIM. Согласно их собственному заявлению, джихадисты недавно устроили диверсии на въезде в Кидаль. 

Радикальные исламистские группировки в Африке являются ветвями международных террористических организаций «Аль-Каида» и «Исламское государство», с которыми Россия борется как на своей территории, так и за её пределами в сотрудничестве с другими странами, в том числе с западными, говорит Ангелина Пасхина. 

Собеседница RT отмечает, что далеко не все туарегские сепаратисты идеологически являются джихадистами. Нынешний «Фронт освобождения Азавада» — это конгломерат всех оппозиционных группировок туарегов и арабов севера Мали, куда, помимо религиозно нейтральных сепаратистов, вошли и исламистские группировки. 

По её словам, в течение последнего года наблюдается ситуативный союз между туарегскими группировками и бандами джихадистов JNIM.

Подготовку туарегских боевиков Киев ведёт с января прошлого года, указывает нигерийская газета Leadership. Налаживанием контактов с представителями Азавада занимался фонд помощи ВСУ «Вернись живым», поддержку которому в этом оказывало украинское посольство в Мавритании. 

Названным фондом руководит Тарас Чмут, который в 2016 году проходил курсы подготовки для сержантов в зоне боевых действий в Донбассе под руководством британских инструкторов и осваивал американский разведывательный беспилотник RQ-11 Raven. «Вернись живым» не только снабжает украинские подразделения дронами и тепловизорами, но и обучает военных ВСУ — снайперов, сапёров, артиллеристов, операторов БПЛА и военных медиков. 

В начале сентября 2024 года связанные с Азавадом каналы в соцсети X распространили фотографию, которая подтверждает налаживание контактов между Киевом и боевиками-туарегами. В кадре, предположительно, украинский чиновник принимает у себя представителя движения за освобождение Азавада. Марокканское агентство BSPRESS и французский ресурс La Revue Afrique утверждают, что это был Мухаммед Эклас, который якобы может стать «официальным послом» Азавада на Украине и собирается присутствовать в стране на постоянной основе, исполняя представительские функции. 

Туареги и дроны со сбросом

Боевики-туареги искали иностранных спонсоров, и выгодным для себя это партнёрство нашли украинцы, уверяет старший научный сотрудник американского исследовательского центра Soufan Вассим Наср. 

«Они согласились обучить некоторых туарегов военной медицине, использованию мини-дронов, несущих небольшие взрывчатые вещества или гранаты. В начале лета 2024 года они отправили по крайней мере одного эмиссара на север Мали». 

Обучение азавадцев, по данным Насра, происходило на территории Украины. На это указывают опубликованные снимки паспортов военачальников движения за освобождение Азавада Аг Эхья Матта и Аттайуба Махина. В их документах есть штампы с молдавской визой и штампы о пересечении молдавско-украинской границы 1 марта прошлого года, а также обратного транзита с разницей в месяц.

Российская хакерская группа «Немезида» утверждает, что подготовку туарегских и исламистских боевиков курирует со стороны украинского ГУР подполковник Андрей Григорьевич Романенко. Он родом из посёлка Десна Черниговской области, службу проходил в одноимённой военной части. Также он окончил Национальный университет обороны Украины, который до июня 2023 года носил имя советского военачальника Ивана Черняховского. 

Как утверждает «Немезида», в Сахели группа Романенко обучает боевиков тактике ведения боя, поставляет им оружие и беспилотники. Одна из групп, подготовленных под их контролем, участвовала в расстреле вертолёта российских военных специалистов.

Вооружённый интернационал

Присутствие украинских боевиков также замечено в Судане, где с весны 2023 года продолжается гражданская война, и в Центрально-Африканской Республике, отмечает в беседе с RT глава Содружества офицеров за международную безопасность Александр Иванов. 

По его мнению, такая деятельность Киева преследует две цели. Первая — использовать африканские конфликты как поле для отработки технологий БПЛА и координации с прокси-группами: «Украина таким образом усиливает своё влияние, создавая новые нестабильные зоны». 

Вторая цель — давление на те африканские страны, которые вышли из-под влияния Запада и заявили о своей независимости. Например, в Нигере, где, по данным представителя МИД Судана, Киев поддерживает вооружённые банды, находилась вторая по численности группировка войск США на континенте, включая две базы БПЛА и базу ЦРУ.

В Сомали украинские военные, по данным местного агентства, обучают подразделение армии «Данаб». Их деятельность курирует американская ЧВК Bancroft, оказывающая материально-техническую поддержку ВС США. 

«Зарегистрированная в США ЧВК Banсroft, являющаяся теперь подрядчиком американской ЧВК Amentum в Сомали, действительно набирает сотрудников из разных стран, в том числе с Украины», — отмечает Ангелина Пасхина.

Роль Украины в военных операциях на Африканском континенте Пасхина видит в решении задач старших партнёров. 

«Конфликты в Африке — это прекрасный полигон для подготовки террористов «в полях»: это и тактическое обучение, и обращение со взрывными устройствами, а также «международный обмен» опытом и идеологическая подготовка. Что же касается роли Украины, то тут надо понимать, что она лишь марионетка в руках большого и опытного кукловода», — заключила эксперт. 

* Организация, признанная в России террористической.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть