Воздушная трасса Аляска — Сибирь: о советских лётчиках, которые перегоняли самолёты через Берингов пролив

Воздушная трасса Аляска — Сибирь: о советских лётчиках, которые перегоняли самолёты через Берингов пролив

RT рассказал о советских лётчиках, захороненных на Аляске

На Аляске в 14 км от Анкориджа есть место, которое имеет важное и символическое значение для истории Второй мировой войны: здесь находятся могилы советских лётчиков, погибших при перелёте по воздушной трассе Аляска — Сибирь. RT узнал, как перегоняли полученные по ленд-лизу американские самолёты на линию фронта, сколько погибло пилотов и почему их могилы оказались так далеко от Родины.

По небу с Аляски в Сибирь

В годы Второй мировой войны между СССР и США действовала программа ленд-лиза. Одним из её важнейших маршрутов была воздушная трасса Аляска — Сибирь (АЛСИБ). С 1942 по 1945 год советские лётчики перегнали с Аляски через Берингов пролив и Сибирь на Восточный фронт около 8 тыс. боевых самолётов — истребителей, бомбардировщиков, транспортных машин: P-40, P-39 Airacobra, P-63 Kingcobra, A-20, B-25 и др.

Научный директор Российского военно-исторического общества (РВИО) Михаил Мягков рассказал RT, что представлял собой этот маршрут.

«Трасса из Фэрбенкса до Красноярска составляла 6,5 тыс. км, а если говорить о расстоянии от заводов в США до фронта, то самолёту приходилось преодолевать 14 тыс. км. Непосредственно с Аляски до советской территории их перегоняли именно советские лётчики», — рассказал Мягков. 

Это была сложная и опасная работа: суровый климат, длинные участки без запасных аэродромов, непредсказуемая погода.

Участник Великой Отечественной войны Виктор Глазков, один из лётчиков этого воздушного моста, вспоминал, как началась его работа по перегонке самолётов из США в СССР. 

«После встречи нового, 1943-го года мы, экипаж П.Ф. Журавлёва, вылетели в Фэрбенкс, где предстояло получить транспортный американский самолёт С-47. В то время это была первоклассная машина с двумя надёжными двигателями «Пратт-Уитни» с ресурсом 650 часов, эффективной антиобледенительной системой, современным радионавигационным и связным оборудованием и калориферным обогревом пилотской кабины», — рассказал он. 

Виктор Глазков также вспомнил, как росло движение по воздушной трассе Аляска — Сибирь.

«Началась будничная напряжённая работа. Поток самолётов С-47 увеличивался. Требовалось всё больше экипажей. Обучение проходило в рейсовых условиях. К основному экипажу подсаживали экипаж стажёров», — рассказал он. 

По мере того как наращивались поставки помощи США для фронта, росла и нагрузка на лётный состав. Летом 1943 года, как вспоминал Виктор Глазков, ситуация была очень напряжённая.

«В отдельные дни лётчики-истребители и бомбардировщики перегоняли по два самолёта, налётывая по 10—11 часов. Ещё большая нагрузка ложилась на транспортные экипажи, которым приходилось вылетать раньше группы с целью разведки погоды и переброски груза для фронта, а на обратном пути доставлять перегонщиков на их базы», — уточнил Глазков. 

Почему рисковали жизнью

Поставки американских самолётов имели важное значение для фронта. Например, на одном из таких самолётов — Bell P‑39 Airacobra — летал трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин.

«Он указывал на одно важное для него преимущество этого самолёта: конструкция Airacobra давала возможность стрелять по противнику одновременно из всех видов вооружения самолёта, нажимая на одну гашетку, что гарантировало попадание по вражеской машине. И хотя у американских самолётов были свои недостатки, наши асы их очень ценили», — рассказал Михаил Мягков.

У этих машин были и свои особенности. Пилотам приходилось привыкать к дюймам, милям и фунтам, быстро переводить показатели в метрическую систему.

Поставки самолётов шли разными путями, в том числе в разобранном виде через океан. Однако переброска по трассе АЛСИБ имела свои преимущества: они сразу попадали на фронт, были готовы к бою, к тому же в полёте проходили обкатку.

Лётчиков же на каждом этапе подстерегали опасности: аварии при взлёте и посадке на неподготовленных аэродромах, ошибки в сложной навигации, внезапное ухудшение метеоусловий, отказ только что вышедшей с завода техники.

«Американские пилоты перегоняли самолёты до Аляски. А там их уже ждали наши, которые перегоняли машины через Дальний Восток и всю Сибирь непосредственно к фронту. Это была тяжёлая и опасная работа. Сейчас самолёты гражданской и военной авиации ориентируются по электронике, а тогда такого не было. На огромных просторах Сибири лётчики могли ориентироваться только по компасу и солнцу. И если что-то происходило на борту самолёта, то помощи ждать было неоткуда», — пояснил Михаил Мягков.

«Посадки на короткие полосы в Анадыре — всё это было частью будней перегона. Полоса в Анадыре была около 400—450 м, и, чтобы взлететь, приходилось сливать топливо, облегчать машину и уходить с разбега прямо в сторону моря, используя встречный ветер и воздушную подушку над водой», — вспоминал лётчик Виктор Глазков. 

Морозы -60…-40 °С, обледенение, обмороженные лица механиков тоже были частью их работы.

Военное кладбище Анкориджа

«Поставки из США помогли асам Красной армии завоевать господство в воздухе. Однако на пути к фронту разбились 80 самолётов и погибли 115 лётчиков. Часть пилотов разбились на Аляске, где есть мемориальное кладбище и установлен памятник — дань советским и американским лётчикам, воинам антигитлеровской коалиции, которые воевали против общего противника и принесли миру победу над злом германского нацизма», — рассказал научный директор РВИО Михаил Мягков.

Долгое время в СССР не знали, где покоятся советские лётчики, погибшие на Аляске. Лишь в конце 1980-х руководитель отдела «Аляска — Сибирь» Советского комитета ветеранов войны Евгений Радоминов установил, что сначала их хоронили вблизи аэродромов Нома и Фэрбенкса.

В отчёте, подготовленном в конце 1980-х, он писал: «В течение 45 лет у нас не было никакой информации относительно мест захоронения наших пилотов на Аляске». По распоряжению американской администрации от 22 октября 1946 года останки были перенесены на национальное кладбище в Форт Ричардсон, в 14 км от центра Анкориджа.

Сегодня там отдельный участок, на котором находятся могилы советских воинов. Их имена и даты гибели увековечены на плитах: Александр Савинкин, Муберек Нуриев, Михаил Муравьёв, Борис Кисельников, Степан Бокарев, Фёдор Дисков и др. Один из погибших остался неизвестен. Память об их подвиге поддерживается историками, ветеранами и дипломатами обеих стран.

Кладбище поддерживается в хорошем состоянии, находится под шефством Министерства по делам ветеранов США. В 2011 году на тот момент президент России Дмитрий Медведев наградил директора кладбища Вирджинию Уолкер за большой вклад в сохранение этих захоронений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть