Закон гостеприимства: как готовят кадры для туротрасли

Образование

На фоне роста турпотока сфера гостеприимства нуждается все в большем числе квалифицированных сотрудников. Решить эту проблему поможет федеральная программа подготовки кадров для туристической отрасли.

Туристический поток по России по итогам января—августа 2025 года вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 59 млн поездок, сообщил заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко. При этом он отметил, что с 2021 года, после окончания пандемии коронавируса, рынок внутреннего туризма ежегодно растет: если в 2021 году в стране было совершено 66,5 млн поездок, то в 2024-м — уже 90 млн. Увеличивается и число иностранных туристов. По данным Росстата, общее число иностранных гостей российских отелей за первые восемь месяцев 2025 года составило 3,1 млн человек, что на 11,6% больше, чем годом ранее.

При поддержке национального проекта «Туризм и гостеприимство» развиваются национальные туристические маршруты, расширяется инфраструктура, создаются новые точки притяжения, улучшается сервис, обновляется облик городов и популярных мест отдыха. По данным всероссийского интернет-опроса, проведенным Центром по изучению потребительского поведения Роскачества в сентябре 2024 года, 60% респондентов отметили, что на рынке туризма стало больше интересных предложений. В число популярных туристических направлений вошли гастрономический туризм, экотуризм, глэмпинги и другие форматы отдыха.

В целом туристы отмечают возросшую доступность поездок, их разнообразие и безопасность.

Среди ключевых трендов — рост интереса к автопутешествиям, которые большинство россиян рассматривают как семейный формат отдыха. Так, по данным исследования «Автопутешествия по России», проведенном АНО «Национальные приоритеты», Минэкономразвития и Аналитическим центром НАФИ осенью 2025 года, 62% россиян проводят такие поездки со своей парой, 43% берут с собой детей, а 33% — других членов семьи. Среди главных целей автопутешествий почти половина респондентов назвала отдых на природе (49%) и осмотр достопримечательностей (48%).

Переосмысливается и сама миссия туризма. Как пишут эксперты в докладе «Кадры для туризма: от сферы услуг к индустрии счастья», он трансформируется из сферы услуг в «индустрию счастья». Ее работники в таком контексте уже не просто персонал, обеспечивающий отдых туристов, а специалисты, помогающие путешественникам получить новые впечатления, позитивные эмоции, отвлечься от проблем, пережить интересный опыт.

Кадровый вопрос

По оценке вице-президента Российского союза туриндустрии Анны Кувайцевой, общий дефицит кадров в отрасли может составлять от 10 до 30% в зависимости от региона. По ее словам, национальный проект «Туризм и гостеприимство» и входящие в него федеральные проекты, а также предлагаемые ими меры поддержки безусловно повышают привлекательность отрасли для будущих сотрудников.

«По нашим предварительным оценкам, к 2030 году индустрия туризма потребует привлечения более 1,7 млн работников разных профилей. Из них порядка 800 тыс. специалистов — для поддержания работы общественного питания, кафе, ресторанов, около полумиллиона человек ежегодно нужно для обслуживания отелей, гостиниц, в том числе порядка 200 тыс. человек — для функционирования российских курортов и санаториев, спрос на которые по понятным причинам растет в связи с текущей внешнеполитической ситуацией», — говорит и.о. ректора Российского государственного университета туризма и сервиса Амбарцум Галустов.

Как заявил заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко, для решения кадровой проблемы в туротрасли только в 2025 году в российских учебных заведениях выделено более 80 тыс. бюджетных мест для будущих специалистов туриндустрии. В прошлом году образовательные организации выпустили около 55 тыс. специалистов для туристической сферы, включая более 6,4 тыс. выпускников вузов и свыше 48 тыс. специалистов со средним профессиональным образованием.

Всего сегодня обучение кадров для индустрии туризма и гостеприимства ведут более 240 высших учебных заведений и 1750 колледжей по всей стране. В них получают профильное образование более 320 тыс. человек. Для сравнения: в настоящее время в туротрасли занято порядка 1 млн человек. По подсчетам Минэкономразвития, до 2030 года туристической отрасли дополнительно потребуется более 300 тыс. сотрудников, из которых с высшим образованием — 42 тыс., со средним профессиональным — 46 тыс.

«Президент Владимир Путин поставил задачу увеличить турпоток к 2030 году до 140 млн человек в год. Для ее достижения в рамках нацпроекта «Туризм и гостеприимство» реализуются масштабные инвестпроекты. Ключевое значение имеет сегодня подготовка профильных специалистов для туристической сферы», — подчеркнул Дмитрий Чернышенко.

Также ведется работа по повышению квалификации и профессиональной переподготовке уже работающих специалистов. Для этого в стране были созданы федеральные ресурсные центры (ФРЦ) подготовки кадров. В них с 2023 года, по данным Минэкономразвития, прошли обучение более 11,4 тыс. человек, а до конца 2025 года планируется подготовить еще около 1,7 тыс. специалистов. Обучение в федеральных ресурсных центрах бесплатное.

Сами центры расположены в Московской области, в Татарстане и Санкт-Петербурге. Каждый из них имеет свою специализацию.

Программы обучения

Центр в Московской области на базе РГУТИС готовит работников отелей и индустрии общественного питания — более половины программ направлены на переобучение сотрудников в этих сферах. Также здесь учат управлению модульными гостиницами и повышению эффективности хозяйственных служб.

По словам Амбарцума Галустова, ФРЦ на базе РГУТИС был создан в 2023 году, тогда в нем прошли обучение 500 специалистов туротрасли из Московской области по десяти программам, в 2024 году — более 3 тыс. слушателей из 85 регионов России. С начала 2025 года почти 2,7 тыс. специалистов уже окончили свое обучение, а свыше 1,3 тыс. человек из 84 регионов страны обучаются в центре прямо сейчас. «До конца года планируются к запуску еще шесть программ повышения квалификации и три программы профессионального обучения», — говорит Амбарцум Галустов.

Тематика программ отражает актуальные тренды: продвижение продуктов и услуг отдельных видов туризма, в том числе с использованием ИИ, создание бизнес-экосистемы средств размещения, управление предприятиями туризма и гостеприимства. «Все программы федерального центра являются авторскими — разработаны ведущими специалистами туристской отрасли и опытными преподавателями высших учебных заведений в сфере туризма и гостеприимства», — говорит Амбарцум Галустов. По его словам, важная роль отводится программам переподготовки по базовым профессиям в сфере туризма (туроператорская и турагентская деятельность, экскурсоведение), а также профессиональному обучению рабочим профессиям в сфере гостеприимства (горничные, официанты, сотрудники службы приема и размещения).

Инвестиционная привлекательность

Специализация Центра развития кадрового потенциала на базе Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма в Казани — подготовка специалистов из регионов, способных создавать территории, привлекательные для инвесторов и туристов.

В 2023 году обучение в центре прошли 24 слушателя из трех регионов, в 2024 году — 175 слушателей из 23 регионов, а в этом году — 209 человек из десяти регионов, рассказывает заведующая кафедрой сервиса и туризма Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Мария Веслогузова. По ее словам, образование носит практический характер. Слушатели разбиваются на команды по восемь человек, в соотношении: 70% — представители бизнеса и 30% — представители органов государственного управления. Они обсуждают конкретные проекты развития туристских территорий, учатся просчитывать экономику туризма, изучают работу с инвесторами, маркетинг и другие предметы.

Участники говорят, что командная работа позволяет шире взглянуть на проблемы отрасли. «Такой формат учебы отлично помогает расширять кругозор, заводить полезные знакомства и находить единомышленников», — рассказывает руководитель туроператорской компании «Ваш отдых» Анна Бачурина. «Групповая работа позволяет взглянуть на проблему с разных сторон: госслужащие занимаются больше анализом, прогнозированием, а бизнес смотрит, что можно предложить туристам, какая есть свободная ниша для развития», — добавляет первый заместитель главы администрации города-курорта Кисловодска Татьяна Середкина.

Анна Бачурина говорит, что самыми полезными оказались занятия по финансовому моделированию и построению бизнес-планов. Руководитель отдела туризма, международных и межрегиональных связей комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя Марина Капкина называет интересным финансовый блок обучения: «Мы считали экономические показатели развития санатория. Было полезно на практике увидеть, как оценивается экономическая эффективность туристических объектов».

Задача центра в Казани — до 2030 года обучить представителей всех российских регионов, говорит Мария Веслогузова.

Международный аспект

АНО «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства», расположенный в Санкт-Петербурге, ориентирован на обучение по формированию международных туристических продуктов и их продвижению на зарубежные рынки. Сейчас в нем проходят обучение 1,8 тыс. слушателей и 12 региональных команд. «На сегодняшний день наш центр выступает системным инструментом подготовки кадров нового типа — ориентированных на высокое качество сервиса, инновации и конкурентоспособность», — подчеркнула генеральный директор центра Марина Морозова.

Международная специфика центра представляет особый интерес для многих компаний и регионов, которые делают ставку на зарубежных туристов. «Участие в обучающем модуле дало нам важные инструменты для более профессионального и целенаправленного развития гастрономического туризма, — говорит президент Ассоциации кулинаров Рязанского края Ирина Данилова. — Особое внимание в модуле уделяется требованиям и ожиданиям туристов из разных стран. Мы научились адаптировать под них как меню, так и саму подачу мероприятий, сохраняя при этом аутентичность».

В процессе обучения проходит разработка и обсуждение конкретных проектов по развитию международного туризма. Так, до конца 2025 года запланированы четыре форсайт-сессии по созданию таких программ в Приморском, Хабаровском и Красноярском краях, а также в Новосибирской области. «Для туристической отрасли Мурманской области крайне важно проводить такие интенсивные и эффективные мероприятия, как форсайт-сессия, — говорит руководитель туроператорской компании Виктор Кутузов. — Полученные на сессии идеи и разработанные концепции подачи туров и турпродуктов мы сможем непосредственно применять в работе».

Центр в Санкт-Петербурге также развивает инновационные методы обучения. В этом году там было создано мультимедийное методическое приложение с элементами геймификации КВЭКС, с помощью которого можно проходить обучение через Telegram. «Игровой формат приложения позволяет обучающимся из любой точки мира с доступом в интернет знакомиться с новыми методическими материалами, проверять свои знания и дополнять очные занятия новыми навыками», — рассказывает Марина Морозова.

По словам Марины Морозовой, участие в реализации нацпроекта «Туризм и гостеприимство» позволяет не просто обучать специалистов, а создавать новую модель профессионального роста в отрасли, опирающуюся на лучшие практики, технологические решения и запросы целевых рынков.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Спросить голосом

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Посмотреть рецепт

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Сохранить идеи

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

Получить совет

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Забрать чек-лист

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Подобрать пары

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Запомнить

Какие есть правила классической сервировки стола

Узнать секреты

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Найти ответ

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Получить лайфхак

Реклама, ПАО «Сбербанк», 18+

Авторы Теги

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть