Счетная палата увидела риск недостижения цели по продолжительности жизни

Увеличить ожидаемую продолжительность жизни в России до 78 лет к 2030 году может быть проблематично, предупредила Счетная палата. На это влияют последствия пандемии и геополитическая ситуация, признали аудиторы

Реализация госпрограммы «Развитие здравоохранения» в прошлом году свидетельствует о «невысоком уровне реалистичности» достижения ряда целей и задач в сфере демографии, а напряженная геополитическая ситуация текущего года усугубляет риски. Это следует из отправленного в Госдуму заключения Счетной палаты на проект федерального бюджета, с которым ознакомился РБК.

Наибольшие риски аудиторы видят в плане достижения показателя «ожидаемая продолжительность жизни (при рождении)»: специалисты отметили, что замедление темпов его роста уже служит главным вызовом для здравоохранения в России. Как следует из документа, это понимают и в правительстве: по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой, целевые значения указанного показателя на 2022 и 2023 годы будут уменьшены.

Ожидаемая продолжительность жизни действительно не будет расти запланированными темпами из-за последствий пандемии, санкций и военных действий на территории Украины, считают опрошенные РБК демографы. К 2030 году, по их расчетам, показатель может составить 75–76 лет при целевом уровне 78 лет. По итогам допандемийного 2019-го, продолжительность жизни в стране оценивалась в 73,3 года.

Какие показатели не достигнуты

В прошлом году ряд целей госпрограммы по здравоохранению не были достигнуты, констатируют в Счетной палате. Так, смертность населения по всем причинам (в расчете на 1 тыс. человек населения) составила 16,7 вместо запланированных 14,2 человека, а смертность от болезней системы кровообращения (в расчете на 100 тыс. населения) достигла 640,3 при целевом значении 600 человек. Недостижение последнего показателя фиксируется на протяжении последних трех лет, говорится в заключении.

Кроме того, систематически снижается доля граждан, ведущих здоровый образ жизни (рассчитывается Росстатом по итогам выборочного наблюдения состояния здорового населения). Если в 2019-м она была на уровне 12%, то к прошлому году снизилась до 7,3%. Это указывает на риск, что цель 14,3% не будет достигнута в 2030-м, указали аудиторы. В сентябре Минздрав направил в Минэкономразвития (отвечает за оценку эффективности госпрограмм) запрос о внесении изменений в эти целевые значения, говорится в заключении.

Значительные риски отмечаются и по показателю «ожидаемая продолжительность жизни», который служит индикатором не только исполнения госпрограммы, но и национальных целей развития России, следует из отчета Счетной палаты. По плану правительства, в прошлом году ожидаемая продолжительность жизни в России должна была увеличиться до 71,69 года, а фактически сократилась до 70,06 года (основной причиной стала избыточная смертность во время пандемии COVID-19). Именно эта проблема сейчас считается ключевой для российского здравоохранения, подчеркивается в заключении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть