«Чревато утратой доверия со стороны остального мира»: как США выступают против контроля в сфере биологического оружия

«Чревато утратой доверия со стороны остального мира»: как США выступают против контроля в сфере биологического оружияСША и их союзники пытаются подстроить Конвенцию о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) под свои интересы, заявил начальник войск РХБЗ ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов. По его словам, в этой связи Запад блокирует инициативы России по укреплению режима нераспространения биооружия, в том числе предложенные на недавней конференции КБТО. В частности, США выступили против юридически обязывающего протокола к конвенции, проверочных процедур, а также того, чтобы в итоговой декларации были зафиксированы факты их военно-биологической деятельности на Украине. С точки зрения аналитиков, Запад не заинтересован в том, чтобы следовать конвенции, поскольку это ограничивает его в дальнейших химико-биологических исследованиях. Такая ситуация, в свою очередь, ведёт к утрате доверия и ещё большему нарастанию напряжённости в мире, говорят эксперты.

Соединённые Штаты и их союзники заинтересованы в подстраивании Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) под свои задачи. С таким утверждением выступил начальник Войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) ВС РФ генерал-лейтенант Игорь Кириллов.

Поэтому, по его словам, на конференции государств — участников КБТО, которая проходила с 28 ноября по 16 декабря в Женеве, так и не удалось достичь определённых соглашений по укреплению режима КБТО.

«Попытки США и их союзников подстроить конвенцию под свои интересы привели к тому, что в ходе мероприятия не удалось достичь принципиальных договорённостей по укреплению режима КБТО, а заключительный документ был принят без итоговой декларации», — заявил Кириллов на брифинге.

Так, западные делегации заблокировали ключевые инициативы России, Китая и других стран по укреплению режима нераспространения биооружия под предлогом их непрофильности и недостаточной проработанности, пояснил Кириллов. В частности, не получило одобрения предложение РФ о возобновлении переговоров по разработке юридически обязывающего протокола к КБТО с эффективным механизмом проверки, который включал бы списки патогенных микроорганизмов, токсинов, специализированного оборудования и носил бы всеобъемлющий характер.

«Соединённые Штаты прямо заявили, что не допустят формулировок о важности юридически обязывающего протокола и проверочных процедур в итоговом документе, хотя за данную инициативу выступило более 120 стран», — рассказал начальник войск РХБЗ.

Помимо этого, были отклонены российские предложения по обмену между странами данными об исследованиях и разработках в области биологической защиты, которые проводятся за пределами их территории, и использовании в рамках КБТО мобильных медико-биологических отрядов. Возражений не вызвали лишь инициативы о начале переговоров по формированию научно-консультативного комитета для оценки достижений в областях науки и технологий, отметил Кириллов.

В целом же, по его словам, западные делегации лоббировали принятие решений лишь по интересующей их проблематике, не считаясь с приоритетами других государств.

Так, США пытались провести предложение по созданию под эгидой ООН механизма расследования биологических инцидентов, чтобы заполнить пробел между механизмом Генсека всемирной организации по расследованию предполагаемого применения биологического оружия и санэпидрасследованиями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Для этой цели предполагалось создать список экспертов и адаптировать принципы деятельности миссии по установлению фактов, которая функционирует на базе Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), рассказал Кириллов.

«В перспективе это позволит придать механизму атрибутивный характер и даст странам Запада возможность назначать виновных по своему усмотрению», — пояснил генерал-лейтенант.

«Поддержка» мировой безопасности

Между тем работу американских лабораторий на Украине в Соединённых Штатах пытаются вывести из сферы внимания стран — участниц КБТО. Как заметил Игорь Кириллов, представители Вашингтона довольно болезненно реагировали на предложения закрепить в итоговой декларации факты нарушений ими и украинцами обязательств по конвенции и ведения военно-биологической деятельности на территории республики. При этом все представленные российской стороной доказательства американские дипломаты старались проигнорировать.

«Москва никогда не была заинтересована в том, чтобы услышать ответы США на конкретные вопросы по биолабораториям на Украине, в связи с чем мы намерены отказаться от каких-либо дальнейших разъяснений», — процитировал Кириллов главу делегации США на конференции Кеннета Уорда.

По его словам, это в очередной раз доказывает, что Вашингтону есть что скрывать, а обеспечение прозрачности соблюдения конвенции не играет ему на руку. К тому же сегодня, по имеющейся у Минобороны РФ информации, Пентагон активно переносит незавершённые в рамках украинских проектов исследования в государства Центральной Азии и Восточной Европы, а также наращивает сотрудничество со странами Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Напомним, что в марте Министерство обороны России обнародовало информацию, согласно которой Соединённые Штаты активно финансировали деятельность целого ряда биологических лабораторий, построенных по заказу управления Минобороны США по снижению военной угрозы (DTRA). Отмечалось, что они были задействованы в военно-биологической программе, в рамках которой велись работы в том числе с возбудителями сибирской язвы и чумы.

В Вашингтоне тогда же официально отвергли все обвинения в проведении каких-либо секретных работ с опасными патогенами. Так, американский лидер Джо Байден на брифинге 21 марта «гарантировал» отсутствие у США биологического и химического оружия в Европе и на Украине. Помимо этого, он попытался переключить внимание общественности на деятельность России на Украине, предположив, что Москва якобы хочет применить там оружие массового поражения.

«Они (в России. — RT) предполагают, что у Украины есть биологическое и химическое оружие на её территории. Это явный признак того, что он обдумывает возможность использования обоих (этих видов вооружения. — RT), — заявил Байден.

Тем не менее ранее, 8 марта, замгоссекретаря Виктория Нуланд на слушаниях сенатского комитета по международным отношениям отметила нежелательность попадания результатов работы лабораторий в руки российских военных.  

Помимо этого, США и их союзники предпринимают попытки на международном уровне представить ничтожными собранные Россией факты об украинских лабораториях. Так, в ноябре они заблокировали резолюцию РФ о расследовании возможной деятельности этих учреждений. Против инициативы выступили Великобритания, США и Франция.

Как заявила 2 ноября американский постпред при организации Линда Томас-Гринфилд, представленный документ якобы основан на «дезинформации, нечестности, недобросовестности». По её словам, США всего лишь оказывают помощь партнёрам по всему миру в укреплении глобальной безопасности в области здравоохранения и снижении воздействия инфекционных заболеваний на их общества.

«Мы не можем допустить, чтобы такое сотрудничество, спасающее жизни людей, подвергалось стигматизации», — сказала она.

А незадолго до этого в ООН отказались расследовать работу биолабораторий на Украине, сославшись на отсутствие соответствующего мандата и технических возможностей.

Невыгодный контроль

В то же время аналитики считают поведение США и их союзников относительно российских инициатив в сфере КБТО закономерным в текущих геополитических условиях.

«Соединённые Штаты не будут идти на какое-то сотрудничество с Россией по вопросам, которые интересуют и беспокоят только её и её партнёров, если им самим это невыгодно. К тому же в Вашингтоне прекрасно отдают себе отчёт в том, что ведут деятельность, которая во многом нарушает договорённости по КБТО или находится на грани. В этой связи США не нужны никакие механизмы верификации подобной деятельности. Они борются за то, чтобы сохранить видимость того, что они следуют положениям конвенции», — сказал в беседе с RT эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

В свою очередь, бывший член комиссии по биологическому и химическому оружию ООН Игорь Никулин в разговоре с RT напомнил, что предложения по механизму проверки деятельности стран в сфере, регулируемой КБТО, были подготовлены РФ ещё в 2001 году.

«Однако уже тогда США и Великобритания заняли резкую позицию по отношению к инициативе. Запад соглашается на ограничения только тогда, когда чувствует, что кто-то его опережает в какой-либо сфере», — рассказал эксперт.

По его словам, достаточно вспомнить о химическом оружии бинарного типа, которое США не хотели включать в перечень запрещённых.

«И только тогда, когда они узнали, что у Советского Союза есть такая же программа, то согласились внести этот вид оружия в конвенцию ОЗХО. Так что до тех пор, пока Россия и Китай не начнут догонять или перегонять США в военных разработках, в том числе и химико-биологических, они ни на какие меры контроля не пойдут», — пояснил Никулин.

При этом аналитики считают разрастание сети американских военных лабораторий на территории третьих государств реальной угрозой мировой безопасности. С точки зрения Игоря Никулина, такое положение дел чревато новыми пандемиями. Помимо этого, поведение США и их союзников, отрицающих очевидные факты, способствует лишь нарастанию напряжённости в мире и подрыву доверия не только в отношениях с Россией, но и с другими государствами, уверен Брутер.

«Действия Вашингтона и его партнёров, манипулирующих международными договорённостями и институтами в своих интересах, чреваты дальнейшей утратой доверия со стороны остального мира. Это всё ведёт к тому, что любая другая страна будет считать, что может пренебрегать международными обязательствами, если это ей выгодно. А это, в свою очередь, приведёт к ещё большему росту глобальной напряжённости и подрыву стабильности», — резюмировал Брутер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть