«Стратегическое взаимодействие»: эксперты — о перспективах сотрудничества РФ и КНДР

«Стратегическое взаимодействие»: эксперты — о перспективах сотрудничества РФ и КНДРРоссия и Северная Корея намерены углублять взаимное сотрудничество. Такое заявление сделал президент РФ Владимир Путин по итогам переговоров с лидером КНДР Ким Чен Ыном. По его словам, на встрече с северокорейским гостем обсуждались вопросы логистики, совместная работа по транспорту и сельскому хозяйству. Как подчеркнул глава государства, у обеих стран «очень много интересных проектов». Эксперты полагают, что в ближайшее время Москва и Пхеньян восстановят транспортное сообщение, увеличат торговый оборот и запустят военно-техническое сотрудничество.

Москва и Пхеньян будут укреплять узы товарищества и добрососедства, а также сотрудничать во имя стабильности и процветания в Дальневосточном регионе. Такое заявление сделал президент РФ Владимир Путин в ходе официального обеда в честь председателя Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Ына, который в эти дни посещает Россию.

«В Корее есть пословица: одежда хороша новая, а друг — старый. А у нас в народе говорят: старый друг лучше новых двух. Эти народные мудрости в полной мере применимы к современным отношениям между нашими странами», — подчеркнул российский лидер.

В ответ Ким Чен Ын передал «тёплый братский привет всему российскому народу, который поднялся на осуществление исторического дела построения сильной России и на надёжную защиту стратегических интересов государства».

По словам северокорейского гостя, на прошедших с российским президентом переговорах обсуждалась военно-политическая ситуация на Корейском полуострове и в Европе. Оба лидера пришли к единому мнению о необходимости продолжать укреплять «стратегическое и тактическое взаимодействие».

«Уверены в том, что российские армия и народ непременно одержат великую победу в священной борьбе за наказание сборища зла, претендующего на гегемонию и питающего экспансионистскую иллюзию, и за создание стабильной обстановки для развития», — сказал Ким Чен Ын.

Напомним, 13 сентября Путин и Ким Чен Ын осмотрели космодром Восточный в Амурской области. В ближайшее время гость из Северной Кореи посетит Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина, военные объекты и университет во Владивостоке.

Как сообщил российский президент в эфире телеканала «Россия 1» по итогам переговоров с Ким Чен Ыном, у Москвы и Пхеньяна есть «очень много интересных проектов». В частности, стороны намерены развивать железнодорожное, автомобильное и морское сообщение.

«Имеется в виду возобновление работы (северокорейского) порта, где можно сделать очень хороший логистический треугольник: железная дорога, порт, потом автомобильная дорога на Китай. Здесь можно в разы увеличить объём перевозок», — рассказал Путин.

Кроме того, в центре переговоров с Ким Чен Ыном было сотрудничество в сельском хозяйстве. Перспективы, как сообщил президент, есть и у военно-технического сотрудничества двух государств.

В комментарии «России 1» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков пояснил, что Пхеньян заинтересован в том, чтобы реанимировать двустороннее сотрудничество, которое ухудшилось в связи с ковидными ограничениями в КНДР. По его словам, в настоящее время они снимаются.

«Мы будем активизироваться по всем направлениям. Будь то транспорт, будь то авиация. Мы предлагали возможности сотрудничества по космической тематике и во всех других областях… Главное, что эта работа в интересах наших стран и не направлена против кого-то другого», — сообщил Песков.

В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров в эфире «России 1» подчеркнул, что Москва и Пхеньян намерены развивать взаимовыгодное сотрудничество, которое не будет подвержено влиянию Запада.

RT обсудил с экспертами перспективы сотрудничества Москвы и Пхеньяна, а также конкретные двусторонние проекты, которые могут быть реализованы в ближайшее время.

— Способны ли Россия и КНДР в ближайшее время заметно улучшить торгово-экономическое сотрудничество?

Политолог-кореевед Александр Жебин:

— Чтобы планомерно развивать двусторонние отношения, Москва и Пхеньян должны в первую очередь решить ряд важных транспортных, логистических задач. По всей видимости, речь идёт о полноценном восстановлении (после пандемии) и последующем развитии пассажирского сообщения и грузоперевозок.

Президент неслучайно упомянул о логистическом треугольнике. Его запуск будет выгоден нашим странам. Имеется в виду железнодорожная линия Хасан — Раджин и порт Раджин, выведенный из-под санкций ООН. Россия стремится переправлять через эту гавань свои товары в КНР и страны Юго-Восточной Азии. В Раджине есть терминал под перевалку сыпучих грузов, прежде всего угля, есть возможность принимать контейнеры. КНДР, в свою очередь, будет извлекать выгоду от загрузки порта — сейчас он практически простаивает.

К тому же наши страны связывает только одна железнодорожная артерия, проходящая по мосту Дружбы через реку Туманная (Туманган). Несколько лет назад шли разговоры о возведении рядом понтонного моста для налаживания автомобильного и пешеходного сообщения. Возможно, после нынешних переговоров он всё-таки появится. Также можно ожидать запуска новых авиарейсов между нашими странами.

С расширением пропускных способностей транспортной инфраструктуры будет обеспечена возможность интенсивного торгово-экономического сотрудничества. Например, Москва может значительно увеличить сельскохозяйственный экспорт: агрохимикаты, удобрения, дизельное топливо для тракторов и комбайнов наших соседей.

Наряду с этим открывается простор для развития туризма. КНДР — необычайно красивая страна с живописными пейзажами и пляжами с тёплой и чистой морской водой.

Безусловно, большой потенциал сотрудничества есть и в космической сфере. Намёк на это можно усмотреть во встрече Путина и Ким Чен Ына на космодроме Восточный. Вполне возможно, что наша страна будет помогать соседям изготавливать спутники, которые потом будут запускаться с Восточного. Да, у КНДР есть технологии создания космических аппаратов и ракет-носителей. Однако опыт и помощь российских товарищей явно не будут лишними.

В связи с этим, наверное, неслучайным станет и посещение лидером КНДР авиазавода в Комсомольске-на-Амуре, который выпускает гражданские и военные самолёты. Пхеньян нуждается в радикальном обновлении своего авиапарка, который преимущественно состоит из устаревших советских лайнеров. 

Научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Евгений Ким:

— Главный вывод, который можно сделать из переговоров Владимира Путина и лидера КНДР, заключается в том, что обе страны будут активно развивать транспортное сообщение. К автомобильным, железнодорожным и морским коммуникациям непременно должны добавиться воздушные линии. Это будет выгодно и нашему Дальнему Востоку, и Северной Корее, и Китаю, заинтересованному в запуске новых маршрутов грузоперевозок в регионе.

Также можно предположить, что Пхеньян начнёт закупку российских гражданских самолётов и комплектующих, в которых нуждается авиация республики. В целом потенциал для торгово-экономического сотрудничества у нас очень большой. Но, чтобы оно развивалось, сейчас необходимо решить транспортные, бюрократические и финансовые вопросы.

Насколько мне известно, Северная Корея по-прежнему не может позволить экспортировать многое из того, в чём нуждается. Те же самолёты — это дорогостоящая для них продукция. А так в плане взаимных расчётов проблем нет. Для них используются рубли, воны и бартерные схемы.

Естественно, КНДР очень заинтересована в расширении поставок на российский рынок. Республика богата редкоземельными металлами, которые используются при производстве современной микроэлектроники. Россия могла бы их закупать и участвовать в разработке месторождений.

— Какие существуют перспективы военного и военно-технического сотрудничества между РФ и КНДР?

Военный эксперт Алексей Суконкин:

— Вопрос военного и военно-технического сотрудничества, пожалуй, самый актуальный и волнительный, особенно для наших недругов на Западе и союзников США в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе).

У наших стран огромный простор для наращивания военного и военно-технического сотрудничества. И его непременно нужно реализовывать — тем более КНДР очень внимательно анализировала опыт вооружённых конфликтов и обзавелась широким спектром современных образцов военной техники, которая востребована в нашей армии.

Это ПТРК с выносным пультом управления, тяжёлые разведывательно-ударные БПЛА, мощнейшие РСЗО с управляемыми ракетами дальностью в несколько сотен километров, орудия ствольной артиллерии калибра 170 мм, которые подойдут для контрбатарейной борьбы. Также в КНДР есть большое количество артиллерийских снарядов советских калибров.

При этом не стоит думать, что военно-техническое сотрудничество наших стран будет выражаться только в импорте северокорейского оружия. Пхеньяну нужны российские военные технологии. Если оставить за скобками ракетно-ядерную сферу, то КНДР испытывает явный интерес к нашей ПВО-ПРО, так как ей необходимо защищать объекты военной инфраструктуры от вражеских средств воздушного и ядерного нападения. Также Северная Корея заинтересована в усвоении опыта спецоперации.

Возможно, что решения в сфере военно-технического сотрудничества Москвы и Пхеньяна не получат публичной огласки. Но важно, чтобы они всё-таки были приняты и хотя бы немного отрезвили тех, кто вынашивает агрессивные планы в отношении наших стран. 

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть