Как арест сотен рабочих Hyundai испортил отношения США с Южной Кореей
Для решения проблемы в Вашингтон вылетел министр иностранных дел Как арест сотен рабочих Hyundai испортил отношения США с Южной Кореей В связи с задержанием в Джорджии нескольких сотен южнокорейских рабочих в США прилетел глава МИД Кореи Чо Хён. Удастся ли странам купировать политические последствия этого инцидента, разбирался РБК
9 сентября в США прибыл глава МИД Южной Кореи Чо Хён. Цель его поездки — обсудить последствия задержания южнокорейских рабочих на заводе компаний Hyundai Motor Group и LG Energy Solution в Джорджии, производящем аккумуляторы для электромобилей. В ходе рейда Иммиграционной и таможенной полиции США 4 сентября там были арестованы 457 человек, 300 из которых, по данным агентства Yonhap, оказались гражданами Кореи.
Почему власти США задержали южнокорейских рабочих
По версии американской стороны, задержанные работали на территории США без соответствующих разрешений, въехав в страну по краткосрочным или туристическим визам. Американские чиновники назвали рейд в Джорджии «крупнейшей операцией по обеспечению соблюдения закона».
Yonhap сообщило, что большинство задержанных южнокорейских граждан приехали в США по деловой визе B1 или воспользовавшись безвизовым режимом ESTA для непродолжительных поездок.
Сеул осудил действия американской стороны. «Никто не должен препятствовать экономической деятельности наших компаний, вкладывающих деньги в американский рынок, а также реализации прав и свобод наших граждан», — заявил представитель МИД Республики Корея Ли Джэ Ун. В этой связи ведомство выразило «озабоченность и огорчение».
Тем не менее уже 7 сентября сторонам удалось договориться об освобождении рабочих и их возвращении на родину. Соответствующее заявление сделал глава администрации президента Кореи Кан Хун Сик, отметив, что за рабочими вылетит чартерный самолет, когда будут завершены необходимые административные процедуры. Представитель авиакомпании Korean Air сообщил, что рейс доставит их в Южную Корею уже 10 сентября.
При этом, по словам Хун Сика, Сеул будет добиваться усовершенствования визовой системы для южнокорейцев, выезжающих в США на работу, чтобы предотвращать подобные инциденты. С этой целью в Вашингтон и прибыл министр Хён. По информации газеты Hankyoreh, он намерен в том числе встретиться с госсекретарем США Марко Рубио.
Примечательно, что рейд на завод Hyundai последовал всего через две недели после визита в Америку президента республики Ли Чжэ Мёна. Перед этим саммитом Дональд Трамп написал в соцсети Truth Social, что в Южной Корее идут «чистки и революция», в условиях которых невозможно вести бизнес. Позже американский лидер пояснил журналистам, что получил «информацию о рейдах в церквях и даже на военной базе США». В Овальном кабинете президент Ли объяснил американскому коллеги, что все это делалось в рамках расследования уголовного дела прежнего президента Юн Сок Ёля. Он подчеркнул, что никакого давления на американцев не было.
В декабре парламент Южной Кореи проголосовал за объявление импичмента президенту Юн Сок Ёлю, который ранее предпринял неудачную попытку ввести в стране военное положение. После Национальное собрание приняло решение о назначении специальных прокуроров для расследования возможных правонарушений со стороны Юна и его супруги, а также два ходатайства об импичменте министра юстиции Пак Сон Чжэ и главы Корейского национального полицейского управления Чо Чжи Хо за их содействие Ёлю.
На саммите президенты подтвердили договоренности, достигнутые в рамках июльской торговой сделки: Вашингтон согласился снизить тарифные пошлины на корейский экспорт с 25% до 15% в обмен на готовность Сеула инвестировать в экономику США $350 млрд, а также закупить энергоресурсы на $100 млрд. Представители южнокорейского бизнеса, сопровождавшие президента Ли, подписали деловые соглашения на $150 млрд. Трамп тогда заявил, что Корея «помогает возрождению американской промышленности».
При этом высокопоставленный корейский чиновник, комментируя инцидент в Джорджии, сообщил Financial Times, что южнокорейские компании оказались в «безвыходном положении», поскольку администрация Трампа отказываясь содействовать выдаче рабочим краткосрочных виз, что ставило под угрозу запуск проекта в срок.
CNN полагает, что случай в Джорджии посылает сигнал крупнейшим компаниям по всему миру — за любой сделкой с Трампом скрываются большие оговорки. «Даже сотен миллиардов долларов, выделенных на проект по восстановлению американской промышленности, может быть недостаточно», — отмечает телеканал, добавляя, что рейд на заводе Hyundai стал пощечиной для Южной Кореи, одного из ближайших союзников США и шестого по величине торгового партнера. По информации Bloomberg, южнокорейская Samsung подготовила специальный свод правил для деловых поездок в США по краткосрочным визам, согласно которым продолжительность таких командировок не должна превышать две недели.
Как это может отразиться на отношениях стран
Научный сотрудник Института США и Канады РАН Павел Кошкин считает, что задержание южнокорейских граждан в рамках антимиграционного рейда в Джорджии может стать некоторым «раздражителем» в отношениях США и Южной Кореи, но вряд ли подорвет их союзнические обязательства, в том числе на военно-техническом направлении. «Такие проблемы обычно успешно решаются на дипломатическом уровне путем переговоров, компромиссов и согласований, в том числе на министерском уровне. Собственно, попытки урегулировать инцидент уже предприняты. Об этом свидетельствует и довольно-таки сдержанная риторика Трампа в связи со случившимся», — заявил РБК эксперт. В частности, президент США допустил возможность договоренностей с Сеулом, согласно которым южнокорейские специалисты будут делиться с американскими опытом в сфере сборки электромобилей и производства батарей для них, продолжил Кошкин.
Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов также убежден, что события в Джорджии не приведут к обострению в отношениях двух стран. «Насколько я понимаю, проблема в том, что изрядное количество задержанных действительно были нелегальными мигрантами. Но, естественно, это случилось не вовремя, и поэтому сейчас все пытаются понять: это просто разные ветки бюрократии или же некие политические сигналы. В такой ситуации сторонники каждой версии найдут себе аргументы», — отметил в разговоре с РБК эксперт. При этом Асмолов обращает внимание на то, что нынешний президент Южной Кореи, еще находясь в оппозиции, был самым яростным критиком проамериканской политики администрации Юн Сок Ёля. «Сейчас же он говорит, что время многовекторной политики кончилось. На этом фоне его критики говорят о том, что он циничный популист, который нарушил свои предвыборные обещания, чтобы понравиться Трампу», — заключает эксперт.
Южная Корея — многолетний союзник США в регионе наряду с Японией. Однако двусторонние отношения между Сеулом и Токио долгие годы оставались напряженными, поскольку Корея в 1910–1945 годах находилась под японской оккупацией и не все вызванные этим проблемы были урегулированы. В частности, чувствительной темой оставалось принуждение в корейцев к труду на японские компании в году оккупации.
Юн Сок Ёль, ставший президентом Южной Кореи в мае 2022 года, инициировал нормализацию отношений с Японией. В марте 2023-го Сеул сам взял на себя выплату компенсаций жертвам принудительного труда, а в августе того же года в Кэмп-Дэвиде прошел первый в истории саммит США, Японии и Южной Кореи. Ли Чжэ Мён, находившийся тогда в оппозиции, резко критиковал «сговор» между прежними южнокорейскими властями и Токио, но, став президентом, смягчил тон. В интервью «Йомиури Симбун» он подтвердил приверженность договоренностям о компенсациях жертвам принудительного труда.
На переговорах с Трампом в августе Ли в том числе обсуждал развитие военного союза, а также «строительство мира на Корейском полуострове и достижения денуклеаризации». Причем южнокорейский лидер позитивно оценил готовность Трампа ввести диалог с лидером КНДР Ким Чен Ыном.
В настоящее время Япония, Южная Корея и США готовятся к совместным военным учениям Freedom Edge в международных водах к югу и востоку от острова Чеджу. Они пройдут в середине сентября. В Объединенном комитете начальников штабов Вооруженных сил Южной Кореи сообщили, что так стороны намерены усилить свои оперативные возможности и повысить совместимость вооруженных сил. Примечательно, что Freedom Edge последуют за крупномасштабными 10-дневными совместными учениями южнокорейских и американских военных Ulchi Freedom Shield (UFS), целью которых заявлена оценка готовности к обороне от КНДР. В Пхеньяне их расценили как доказательство враждебных намерений Сеула и Вашингтона.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram
РБК в Telegram
На связи с проверенными новостями

В США признали неспособность оценить эффективность санкций против России

VK продолжит арендовать бывшую главную страницу «Яндекса»

Силуанов допустил рост госдолга сверх плана до конца года

Суд Таиланда приговорил бывшего премьера к тюремному заключению

Российские таможенники пресекли контрабанду 300 кг наркотиков

«Победа» изменила правила провоза ручной клади после решения суда

Маркетплейсы впервые обошли по суточному охвату видеохостинги в Рунете

В МИДе предупредили ЕС о неизбежном ответе на санкции против дипломатов

Минфин запланировал продать аэропорт Домодедово до конца года

Читайте РБК в Telegram! Подборка наших каналов
Авторы Теги
Источник