Эксперты РСМД оценили потенциал сотрудничества стран БРИКС в Арктике
Ограничивающим фактором остаются западные санкции против России Эксперты РСМД оценили потенциал сотрудничества стран БРИКС в Арктике Российский совет по международным делам проанализировал перспективы сотрудничества России с другими членами БРИКС в Арктике на фоне сворачивания взаимодействия с западными странами. Основные положения доклада — в материале РБК
В условиях роста значимости Арктики в мировых процессах и приостановки диалога между Россией и западными государствами интерес к региону вырос у внерегиональных акторов, в том числе стран — членов БРИКС. К такому выводу пришли авторы доклада Российского совета по международным делам (РСМД), посвященного перспективам активности внерегиональных государств в Арктике (есть в распоряжении РБК). «Арктика перестает быть изолированным регионом с ограниченным количеством региональных игроков и становится новым регионом мировой политики», — констатируют эксперты.
Содействовать международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития приполярных районов призван Арктический совет, созданный в 1996 году. В этот межправительственный форум высокого уровня входят восемь приарктических стран, включая Россию, а также значительное число стран и организаций — наблюдателей, среди которых Китай и Индия.
В марте 2022 года все западные государства — участники Арктического совета (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция и США) объявили об отказе от участия в мероприятиях объединения под председательством Москвы в знак протеста против военных действий на Украине (председательство в совете переходит от страны к стране каждые два года; в 2023-м оно перешло от России к Норвегии). Летом того же года Арктический совет объявил, что возобновит ограниченную работу над проектами, не предполагающими участия России. Москва назвала это решение политизированным и нерациональным, приостановив выплату ежегодных взносов в Арктический совет. Однако в МИД России заявили, что вопрос о выходе из организации не стоит. В январе 2025 года официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила о «частичном возобновлении» работы в Арктическом совете.
В Концепции внешней политики России от 2023 года Арктика указана в качестве второго регионального приоритета после ближнего зарубежья.
В основе исследования — интервью с экспертами РСМД, а также с зарубежными специалистами по международному сотрудничеству в Арктике и политике внерегиональных государств в регионе. Авторы отдельно анализируют перспективы присутствия ключевых членов БРИКС (Китай, Индия, Бразилия) и государств, которые присоединились к организации сравнительно недавно (ОАЭ, Иран, Индонезия), а также особенности их двустороннего сотрудничества с Россией.
Что препятствует сотрудничеству стран БРИКС в Арктике
В силу ухудшения отношений между Россией и Западом большинство проектов арктического сотрудничества приостановлено, что привело к расширению поля для взаимодействия между Москвой и внерегиональными дружественными государствами, говорится в докладе. Часть таких стран используют присутствие в Арктике, чтобы повысить свой международный статус, хотя при этом не у всех есть четкая арктическая стратегия (к последним относятся ОАЭ, Иран, Индонезия). ЮАР вовсе не проявляет интереса к Арктике, как и недавно присоединившаяся к БРИКС Эфиопия. Поэтому целесообразно говорить скорее о деятельности участников организации в Арктике на индивидуальной основе или о сотрудничестве отдельных стран группы, полагают эксперты РСМД.
Наибольшую активность в этом смысле проявляет Китай. КНР позиционирует себя как «околоарктическую державу». Подчеркивая такой статус, Пекин стремится встроиться в систему управления регионом, распространить на Арктику свой масштабный проект «Один пояс, один путь», развивая концепцию «Ледового Шелкового пути», что подразумевает использование Северного морского пути в качестве транспортно-логистической магистрали. Авторы доклада отмечают особое внимание Запада к участию Китая в арктических проектах — присутствие КНР в регионе учитывается в стратегиях и документах внешнеполитического планирования западных стран. «Усиление своей военной активности в регионе многие члены НАТО объясняют именно необходимостью сдерживания Китая и ответа на вызовы и угрозы, которые исходят от Пекина, Москвы и интенсификации российско-китайского взаимодействия в Арктике», — подчеркивается в докладе. С точки зрения авторов, в Арктике нет «коренных» национальных интересов Пекина, с регионом не связаны никакие угрозы и вызовы его военной безопасности. В официальной риторике КНР всегда подчеркивается, что ее активность в Арктике и развитие отношений с Россией в регионе носят мирный, невоенный характер. Хотя потенциальный интерес к задействованию своего флота в Северном Ледовитом океане у КНР и наблюдается, отмечают эксперты РСМД.
Российско-американские переговоры, возобновленные в феврале 2025 года, на которых делегации России и США в том числе обсуждали сотрудничество в Арктике, заставили китайских экспертов задаться вопросом, сможет ли Москва сохранить сбалансированный подход к выбору партнеров для реализации проектов в регионе или отдаст предпочтение одному из них, отмечают авторы. Россия не разделяет взгляд Китая, согласно которому Арктика — это достояние человечества, и потому неарктические государства могут иметь доступ к региону для проведения научных исследований и пользоваться свободой судоходства. Тем не менее в РСМД приходят к выводу, что потенциальная нормализация отношений между Россией и США не только не окажет негативного влияния на китайские проекты в Арктике, но и разрешит проблемы, вызванные американскими санкциями.
РБК Компании Отзывы о вашей компании Публикуйте короткие отзывы или развернутые кейсы с деталями успешного сотрудничества
РБК Компании Старейшие компании в сфере добычи полезных ископаемых Узнайте, кто есть кто в бизнесе вашего региона
Угроза вторичных западных санкций уже становилась препятствием для взаимодействия России и Китая. В частности, рестрикции со стороны США, направленные на остановку российского проекта «Арктик СПГ-2», не позволили компании НОВАТЭК получить из Китая оборудование, необходимое для строительства третьей производственной линии. Кроме того, авторы доклада выделяют асимметричность сотрудничества российских компаний с китайскими или другими азиатскими. «Они представляют интерес в первую очередь в плане привлечения инвестиций, освоения новых рынков сбыта, логистических цепочек», — отмечают эксперты.
Индия стремится расширить свое участие в различных процессах в Арктическом регионе, в том числе совместно с Россией, из соображений геополитического соперничества с Китаем. В 2022 году была опубликована официальная стратегия страны в Арктике «Арктическая политика Индии: построение партнерства в целях устойчивого развития» (India’s Arctic Policy: Building a Partnership for Sustainable Development), на основе которой она развивает свою политику в регионе. Приоритет здесь отдан сфере научных исследований, которые могли бы способствовать объяснению изменений климата в самой Индии. Многие индийские компании, по оценкам экспертов РСМД, не только опасаются вторичных санкций, но и обладают недостаточной информацией о российском рынке, а также преференциальном режиме бизнеса в Арктике. По мнению опрошенных экспертов, если для России Северный морской путь (СМП) — один из приоритетных проектов в регионе, то Индия рассматривает его лишь как альтернативный маршрут, отдавая предпочтение проекту «Север — Юг». Как следствие, инвестиции этого государства в развитие СМП, вероятнее всего, будут весьма ограниченными.
Северный морской путь (Севморпуть, СМП) пролегает по Северному Ледовитому океану вдоль арктического побережья России. Этот маршрут представляет собой самый короткий морской путь, соединяющий Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион. В российском законодательстве он определен как «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация». Путь важен для экспорта ресурсов, включая сжиженный природный газ (СПГ).
Протяженность маршрута составляет около 5,6 тыс. км: от пролива Карские Ворота вблизи архипелага Новая Земля до бухты Провидения в Беринговом проливе. Функции управления и развития этого логистического коридора возложены на государственную корпорацию «Росатом».
Авторы доклада также обращают внимание, что Арктика стала «ареной интенсивной геостратегической борьбы», в которой принимают участие два главных стратегических партнера Индии — Россия и США, а также основной соперник — Китай. «Желательным вариантом, с российской точки зрения, было бы сотрудничество в трехстороннем формате Россия — Индия — Китай, однако такой вариант не представляется возможным для Нью-Дели», — заключают эксперты.
Интенсивность участия Бразилии, которая стремится к получению статуса государства-наблюдателя в Арктическом совете, в проектах в регионе, по оценке РСМД, пока невысока и в основном сфокусирована на научных исследованиях, в том числе по изменению климата. «Пока уместнее говорить не об арктической, а о полярной политике Бразилии, что представляет совокупность мер по деятельности в Арктике и Антарктике», — констатируют авторы.
Какими могут быть результаты сотрудничества
Ключевым результатом российско-китайского сотрудничества в Арктике эксперты РСМД считают развитие транспорта и логистики в регионе путем «раскатки» Северного морского пути. Ожидается, что объем грузового потока СМП к 2030 году может достигнуть 70–100 млн т. Кроме того, китайские компании приобрели наибольшие компетенции в работе в арктических условиях по сравнению с фирмами из других азиатских стран. Для России такое сотрудничество представляет интерес в условиях, когда происходит переориентация на взаимодействие с незападными контрагентами.
Индия не может действовать в Арктике в одиночку и потому стремится заходить в регион через сотрудничество со странами-единомышленницами, в частности с Россией. В наибольшей степени Нью-Дели заинтересован в запуске нового транспортного коридора Владивосток — Ченнаи. Вопреки западным санкциям, по оценке экспертов РСМД, сфера энергетики, скорее всего, будет оставаться среди ключевых в двусторонних отношениях, в том числе в рамках арктического сотрудничества. Нью-Дели также заинтересован в получении лития, никеля и других металлов Арктики. Еще одним перспективным направлением для двустороннего сотрудничества авторы называют судостроение. России нужно больше морских судов, и Индия могла бы стать хабом для их строительства.
Бразилия проявляет интерес к Арктике скорее как самостоятельный актор, беря за основу свой опыт антарктических исследований, указывают эксперты РСМД. Тем не менее, по их мнению, у Москвы и Бразилиа есть возможности для сотрудничества в регионе. России могут быть интересны разработки в сфере зеленых технологий и добычи нефти на шельфе. Среди других возможных направлений взаимодействия — вопросы поддержки малочисленных коренных народов, противодействие изменениям климата и защита окружающей среды, управление водными ресурсами.
Сотрудничество России с ОАЭ в Арктике иллюстрируют совместные проекты «Росатома» и DP World (один из крупнейших мировых портовых операторов) в сфере транзита через СМП. К 2025 году эта компания начала перестраивать бизнес-модель под экспортно-импортные операции по СМП и превращается в крупного игрока в сфере логистики.
Для Ирана, по оценке авторов доклада, Арктический регион также привлекателен с точки зрения транспортно-логистических возможностей, открывающихся благодаря транспортному коридору «Север — Юг», который проходит через территорию страны.
Индонезию и Россию также связывают обоюдные интересы в сфере логистики и грузоперевозок по СМП, а также в области туризма, строительства, торговли удобрениями и продукцией сельского хозяйства. Индонезия готова принять участие в создании российско-индийского морского коридора Владивосток — Ченнаи.
В заключение авторы исследования отмечают, что многие внерегиональные игроки рассматривают Россию как ключевого партнера для сотрудничества в освоении Арктики. При этом перспективы выстраивания отношений в регионе в современных условиях, по мнению экспертов РСМД, возможно рассматривать только с учетом глобальных геополитических процессов.
Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram Главное для большого бизнеса СберПро Интересное
От антикризисных мер к технологическому суверенитету: итоги первых трёх лет импортозамещения в России

Стратегия-2035. Главные вызовы химической промышленности России

AI-этика в финансах: баланс между инновациями и ответственностью

Что такое биоэкономика и каков потенциал её развития в России

Гибкие деньги: как эффективно управлять капиталом компании без долгих согласований

Интуиция или алгоритмы: когда в переговорах стоит довериться AI

Дайджест глобальных технологических трендов

Проще и быстрее. Как развиваются в России B2B-маркетплейсы

Архитектор доверия. Как мотивировать сотрудников в современном бизнесе

Торговля между Россией и ОАЭ: структура, динамика и перспективы

Реклама, ПАО Сбербанк
Авторы Теги
Источник