Догнать и перегнать Китай: как США пытаются преодолеть упадок в судостроении

Догнать и перегнать Китай: как США пытаются преодолеть упадок в судостроении

США призвали союзников сократить отставание от Китая в сфере судостроения

Вашингтону и его союзникам необходимо как можно скорее принять меры для ликвидации отставания от Китая в сфере судостроения, заявил министр ВМС США Джон Фелан. По информации СМИ, он намерен призвать Японию и Южную Корею инвестировать в американские верфи. Также Фелан предложил Токио перенимать опыт Китая в производстве гражданских судов двойного назначения. С такими заявлениями министр выступил на фоне попыток Белого дома возродить кораблестроительную отрасль. На сегодняшний день доля США в мировом судостроении составляет лишь 0,1% против более чем 50% у КНР. По мнению аналитиков, Вашингтон вряд ли сможет сократить это отставание.

Министр Военно-морских сил США Джон Фелан призвал принять меры для сокращения отставания от Китая в области судостроения. Об этом он заявил в интервью японскому изданию Nikkei.

«Сейчас переломный момент, — сказал министр. — Если мы сейчас не примем меры, чтобы сократить отставание от Китая в судостроении, наверстать упущенное будет крайне трудно».

Фелан подчеркнул, что США и их союзникам в этом вопросе «нужно действовать быстро».

По данным американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), доля КНР в производстве судов в мире достигает порядка 53,3%, Южной Кореи — 29,1%, а Японии — 13,1%. Для США этот показатель составляет всего лишь 0,1%.

«Крупнейшая государственная судостроительная компания страны (Китая. — RT) в 2024 году по тоннажу построила больше коммерческих судов, чем вся судостроительная отрасль США после Второй мировой войны», — констатируют в CSIS.

В беседе с Nikkei Фелан также рекомендовал Токио последовать примеру КНР и строить коммерческие суда двойного назначения, чтобы при необходимости их можно было использовать для военных целей. Министр подчеркнул, что торговые суда сыграли ключевую роль в обеих мировых войнах и будут иметь решающее значение в любом будущем конфликте.

«Изучая китайский флот, я отметил, что свои коммерческие суда они проектируют с расчётом на военное применение, — утверждает он. — Нам нужно мыслить в том же ключе».

По его мнению, такой подход позволит сохранить высокий спрос на продукцию, а также приведёт к технологическим инновациям и снижению затрат.

В материале также отмечается, что Фелан намерен призвать Токио и Сеул инвестировать в судостроительные верфи на Западном побережье США.

Утраченное господство

Стоит отметить, что в середине XX столетия США лидировали в области судостроения. Так, за годы Второй мировой войны страна построила около 9 тыс. кораблей и судов, пишет журнал Marine Log. На втором месте с большим отрывом следовала Великобритания, верфи которой выпустили 1156 единиц продукции, Германия построила 954 корабля.

Своеобразным водоразделом для судостроительной отрасли США стал 1981 год, когда администрация Рональда Рейгана, стремясь снизить роль государства в экономике, закрыла программу субсидирования строительства коммерческих судов. Эти субсидии позволяли американским компаниям компенсировать более высокие по сравнению с конкурентами затраты на производство.

Решение Рейгана нанесло серьёзный удар по промышленности. Фактически после прекращения действия этой программы основным заказчиком американских верфей стали ВМС США. Завершение холодной войны снизило потребность в военных судах, что привело к дальнейшему упадку отрасли, от которого Штаты до сих пор не оправились, пишет Marine Log.

«В годы Второй мировой войны США в месяц строили не менее одного авианосца. Такие были темпы… Потом этот сектор они отдали на аутсорс. Корабли продолжают собираться и строиться, но уже за пределами США. Сейчас мало что производится в Соединённых Штатах», — сказал в разговоре с RT доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Манойло.

В результате сегодня США отстают от Китая не только в коммерческом судостроении, но и в военном. Как следует из документов Пентагона, в ВМС НОАК насчитывается 370 кораблей и подводных лодок, в то время как США, согласно информации конгресса, располагают лишь 295 боевыми единицами.

CSIS прогнозирует, что в дальнейшем эта тенденция будет только нарастать. В частности, ожидается, что к 2030 году численность китайских ВМС достигнет 425 кораблей, в то время как флот США останется примерно на том же уровне, что и сейчас.

«Нереализуемая задача»

Администрация Дональда Трампа на фоне попыток осуществить реиндустриализацию страны прилагает усилия и для реанимации кораблестроения. Так, в марте этого года президент США объявил о создании в Белом доме нового управления, которое будет заниматься вопросами строительства судов. 

9 апреля Трамп также подписал указ «О восстановлении господства Америки на море». В документе констатируется, что десятилетия пренебрежительного отношения к отрасли со стороны правительства привели к упадку промышленной базы, подрыву национальной безопасности и усилению противников Вашингтона. Для решения этих проблем Белый дом предлагает комплексный подход, включающий в себя обеспечение долгосрочного федерального финансирования, восстановление производственных мощностей, расширение и укрепление системы найма, подготовку специалистов и другие меры.

По мнению аналитиков, упадок в судостроительной отрасли может подорвать возможности США проецировать силу в мире.

«Их доминирование и могущество в военно-политической области во многом базируются на самом мощном флоте. Пока что они ещё сохраняют преимущество в этой компоненте. Поэтому судостроение будет одним из приоритетных направлений для Вашингтона», — отметил ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН, политолог-американист Константин Блохин в беседе с RT.

Восстанавливать паритет с КНР в области судостроения США будут не только с помощью развития производства на своей территории, но и налаживая сотрудничество со своими союзниками, считает специалист.

«Вместе они попытаются уравновесить Китай. Кстати говоря, не будем забывать, что по ледокольному флоту Вашингтон тоже отстаёт. В этой сфере доминирует Россия. В вопросе приобретения ледоколов Вашингтон будет полагаться на своих европейских союзников», — говорит Константин Блохин.

При этом политологи расходятся в оценках того, возможно ли сегодня возрождение в США судостроительной отрасли. Так, Андрей Манойло считает, что «при необходимости, если будет экстраординарная ситуация, американцы могут повторить сделанное в годы Второй мировой войны».

В свою очередь, эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер в комментарии RT назвал планы республиканской администрации по возрождению судостроения нереалистичными, в том числе из-за дороговизны производства в США.

«Соединённые Штаты постепенно отказывались от производственной части. Теперь Трамп пытается её каким-то образом вернуть. На мой взгляд, это нереализуемая задача, потому что она предполагает, что американцы согласятся работать за гораздо меньшие деньги. В противном случае их продукцию просто никому нельзя будет продать. Всё упирается в деньги», — заключил аналитик.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть