«ЕС в тот же день начал бы войну с Россией»: почему Венгрия против вступления Украины в Евросоюз
«ЕС в тот же день начал бы войну с Россией»: почему Венгрия против вступления Украины в Евросоюз
Орбан: вступление Украины в ЕС втянет Брюссель в войну с Россией
Приём Украины в ЕС будет означать для объединения войну с Россией, считает премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Он также подчеркнул, что Киев не выполнил требования, необходимые для членства в объединении. Однако в Еврокомиссии придерживаются иного мнения. Там утверждают, что Украина якобы готова к первому этапу переговоров о присоединении к Евросоюзу. Аналитики полагают, что Брюссель в вопросе вступления Украины в ЕС будет руководствоваться политическими соображениями, а не реальным соответствием определённым критериям. Впрочем, с точки зрения экспертов, тему членства Киева в объединении поднимают чисто риторически, чтобы поддерживать проевропейские настроения среди украинцев. В реальности же многие страны ЕС будут всячески тормозить этот процесс, о чём говорил и премьер Словакии Роберт Фицо.
Евросоюз не должен принимать в свой состав Украину, потому что это будет означать для объединения войну с Россией, заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
«Украина может выбрать войну, но не может требовать, чтобы мы к ней присоединялись. Принять в ЕС воюющую страну — значит импортировать войну как таковую. Наш народ высказался. Нет членству Украины в ЕС! При народной поддержке мы на данный момент остановили этот безрассудный план и продолжим стоять за мир, суверенитет и интересы наших граждан», — написал глава венгерского правительства в соцсети X.
Аналогичное мнение он выразил в интервью радиостанции Kossuth.
«Представьте себе, что Украина сегодня стала бы членом Европейского союза. Тогда Европейский союз в тот же день начал бы войну с Россией», — приводит его слова ТАСС.
Орбан добавил, что, вопреки мнению ряда европейских политиков, Украина в любом случае не соответствует критериям вступления в ЕС.
«По сути, они утверждают, что там ликвидирована коррупция, царит верховенство закона, соблюдаются права человека, а экономика становится более устойчивой… Те, кто говорит, что Украина готова к вступлению в Европейский союз, очень далеки от реальности», — подчеркнул премьер.
При этом Брюссель лоббирует иную точку зрения. Так, в начале июля представитель Еврокомиссии Гийом Мерсье заявил, что Украина якобы выполнила необходимые требования для начала первого этапа переговоров о вступлении в ЕС.
«На данный момент Украина проводит в жизнь реформы в самых трудных условиях, которые можно себе представить. По оценке комиссии, Украина соответствует критериям для открытия первого кластера — «Основы», — сказал Мерсье на пресс-конференции.
Он также положительно оценил выполнение Киевом плана по меньшинствам, в котором якобы учтены опасения его соседей. Под соседями, очевидно, подразумевалась прежде всего Венгрия, которая постоянно высказывает озабоченность по поводу ущемления прав венгров на Украине. В то же время о гонениях на русский язык со стороны Киева Мерсье умолчал.
Кроме того, функционер дал понять, что Еврокомиссия не собирается учитывать результаты венгерского референдума, на котором 95% граждан страны проголосовали против принятия Украины в Евросоюз.
«Венгерское правительство созвало и организовало эти консультации, не имеющие обязательной силы. Как вы знаете, национальные консультации — это дело национальных властей, так что теперь слово за Венгрией и венгерским парламентом относительно того, как они хотят действовать далее с их результатом. С нашей же стороны всё ясно», — заключил он.
Даже Польша против
Опрошенные RT аналитики полагают, что в обозримой перспективе Украина вряд ли будет готова к членству в ЕС.
«Приём Украины в Евросоюз сегодня был бы чисто политическим решением, потому что страна совершенно не соответствует критериям объединения. Орбан просто пытается вернуться к базовым принципам Евросоюза в этом вопросе», — сказал в комментарии RT политолог, обозреватель сайта «Украина.ру» Владимир Скачко.
В свою очередь, ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Олег Неменский считает, что в практической плоскости вопрос о вступлении Украины в ЕС сегодня вообще не стоит.
«Эту тему поднимают чисто риторически, чтобы помочь Киеву поддержать внутри страны проевропейские настроения как основу прозападного курса Украины. Но всерьёз вопрос о том, как принимать Украину в Евросоюз, даже европейские think tank не рассматривали. Например, как интегрировать в экономику ЕС сельское хозяйство Украины? Но на уровне пропаганды в Европе продолжает использоваться формулировка о том, что Украина когда-то в будущем вступит в ЕС. Соответственно, возникают и противоположные выступления, в том числе со стороны Орбана», — пояснил специалист в беседе с RT.
Стоит отметить, что из европейских лидеров Виктор Орбан — единственный, кто последовательно выступает против принятия Украины в ЕС.
Даже премьер-министр Словакии Роберт Фицо, который по многим вопросам солидарен с Будапештом, в целом поддерживает приём Украины в Евросоюз. В то же время Фицо считает, что некоторые главы государств ЕС выступают за принятие Киева в объединение лишь на словах, тогда как на деле они будут тормозить этот процесс.
«Я думаю, что большие страны сделают всё, чтобы членство Украины в Европейском союзе откладывалось настолько, насколько это возможно», — сказал он в марте.
Схожего мнения придерживается политолог Александр Дудчак. По его словам, даже Польша не заинтересована во вступлении Украины в Евросоюз. На этот счёт высказался и избранный президент страны Кароль Навроцкий.
«Другие страны ЕС, как и Венгрия, тоже не хотели бы видеть Украину в объединении. Зачем она им нужна? Например, те же поляки могут говорить всё что угодно, изображая поддержку Украины, но присутствие Киева в Евросоюзе им не на руку. Варшава является крупнейшим получателем помощи от Брюсселя, поэтому конкуренты в лице Украины ей не нужны», — пояснил специалист в комментарии RT.
«Очевидная угроза»
Напомним, Виктор Орбан критикует политику ЕС по Украине и в ряде других вопросов. Так, в интервью Kossuth он заявил, что Владимир Зеленский с лидерами Евросоюза продолжают делать вид, будто в конфликте с Россией возможна победа, хотя Киев уже проиграл.
«Украина проиграла… вместе с Европой, но сейчас ни у кого не хватает духу признать это и сделать выводы. Вместо этого они делают вид, будто… можно выиграть на поле боя», — отметил премьер.
Ранее власти Венгрии выступили против проекта бюджета Евросоюза на 2028—2034 годы, предусматривающего выделение €100 млрд на поддержку Украины в конфликте с Россией. Как подчеркнул политический советник и однофамилец премьер-министра Балаж Орбан, разработанный Брюсселем документ означает, что ЕС придётся влезть в долги ради того, чтобы финансировать продолжение конфликта. Это, по его словам, приведёт к тому, что конкурентоспособность Европы уменьшится на те самые €100 млрд, сократится финансирование охраны границ и поддержка семей.
На фоне непримиримой позиции Венгрии по украинскому вопросу стало известно, что ЕК намерена ужесточить меры в отношении членов Евросоюза, «нарушающих демократические нормы». Об этом сообщила газета Politico со ссылкой на документ Еврокомиссии с прогнозами расходов на 2028—2034 годы. По мнению Будапешта, подобные правила позволят оказывать «произвольное политическое давление» на страны ЕС. Аналогичные опасения выражает Словакия.
По словам Владимира Скачко, разговоры в Брюсселе о подобных планах сами по себе являются формой давления на «непослушные» государства.
«Дискуссии на эту тему — это уже попытка приструнить Венгрию. Это шантаж денежный, политический и дипломатический. Это очевидная угроза Будапешту. При этом критерии нарушений, по которым Евросоюз в теории может лишить Венгрию дотаций, не соответствуют тому, что в реальности делают власти этой страны», — сказал политолог.
Он полагает, что Будапешт может ещё долго отстаивать свою позицию по вопросу Украины, однако его ресурсы в любом случае не бесконечны. В ЕС периодически звучат предложения ограничить право голоса Венгрии или отказаться от механизма вето.
«В перспективе Евросоюз может просто поменять принцип принятия решений в объединении — вместо обязательного консенсуса всех стран перейти на голосование простым большинством. Разговоры об этом уже давно идут», — резюмировал Владимир Скачко.