«Очень широкий круг вопросов»: эксперты — о темах грядущей встречи Путина и Трампа
«Очень широкий круг вопросов»: эксперты — о темах грядущей встречи Путина и Трампа
Владимир Путин и Дональд Трамп встретятся в ближайшее время
Встреча между президентами РФ и США должна пройти в ближайшие дни. По словам Владимира Путина, заинтересованность в саммите была проявлена с обеих сторон. Он также отметил, что подходящим местом для встречи были бы ОАЭ. Информация о российско-американском саммите появилась после визита в Москву спецпосланника американского лидера Стивена Уиткоффа. С точки зрения аналитиков, организация встречи лидеров — итог дипломатических усилий обеих сторон.
Россия и Соединённые Штаты Америки договорились о саммите глав двух государств. Обе стороны официально подтвердили старт подготовки первой после возращения Дональда Трампа в Белый дом встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.
Как заявил журналистам российский лидер, Объединённые Арабские Эмираты были бы одним из подходящих мест для встречи с Трампом. Об этом он рассказал после переговоров с президентом ОАЭ Мухаммедом Аль Нахайяном.
«Один из друзей (который мог бы помочь организовать встречу с Трампом. — RT) — президент Объединённых Арабских Эмиратов, я думаю, что мы решим, но это было бы одним из подходящих, вполне подходящих мест», — сообщил Путин.
Грядущую встречу с американским коллегой президент РФ назвал результатом взаимной заинтересованности.
Как сообщил 7 августа журналистам помощник президента РФ Юрий Ушаков, российско-американский саммит состоится уже в ближайшие дни. По его словам, место проведения уже согласовано, но официально будет объявлено несколько позже.
«По предложению американской стороны была в принципе согласована договорённость о проведении в ближайшие дни двусторонней встречи на высшем уровне, то есть встречи президента Владимира Путина и Дональда Трампа. Кстати, замечу, что место проведения было тоже, в принципе, согласовано и информируем об этом несколько позже», — рассказал Ушаков.
Напомним, 6 августа Москву посетил специальный посланник президента США Стивен Уиткофф. В первой половине дня он провёл встречу с главой РФПИ Кириллом Дмитриевым, а затем в Кремле его принял Владимир Путин.
По итогам визита Уиткоффа в российскую столицу Дональд Трамп заявил о достижении «большого прогресса». Позднее в беседе с журналистами он сообщил о готовности лично встретиться с Владимиром Путиным в ближайшее время.
«Сегодня у нас состоялись очень хорошие переговоры с президентом Путиным, и весьма вероятно, что мы подходим к завершению, к завершению этого пути. Этот путь был и остаётся долгим, но есть хорошие шансы на скорую встречу», — отметил Трамп.
Ранее газета The New York Times сообщила, что президент США провёл телефонный разговор с главами европейских стран, в ходе которого он уведомил о решении встретиться с российским коллегой на следующей неделе. Однако не все собеседники Трампа поддержали его.
«По словам осведомлённого чиновника, несколько европейских лидеров, участвовавших в телефонном разговоре в среду, были удивлены планом Трампа и впоследствии выражали сомнения в его эффективности. Другой осведомлённый источник заявил, что европейцы, по-видимому, согласились с тем, что высказал господин Трамп», — написала The New York Times.
Внутри США неоднозначно оценивают грядущий российско-американский саммит. Например, в материале на сайте телеканала CNN говорится, что встреча с Путиным может открыть перед Трампом большие возможности.
«Саммит с Путиным был бы грандиозным шансом продемонстрировать государственную мудрость, Трампу представилась бы долгожданная возможность встретиться с российским лидером один на один и проверить на практике свою веру в то, что при личном общении он может использовать своё умение заключать сделки, чтобы положить конец войне», — сообщается в статье журналиста Стивена Коллинсона.
Как полагает Кирилл Дмитриев, в настоящее время Москва ведёт очень важный диалог с Вашингтоном. При этом многие противники России пытаются его сорвать и дезинформировать руководство США.
RT поговорил с экспертами о том, почему принципиальная договорённость о встрече Путина и Трампа была достигнута именно сейчас, а также обсудил возможную повестку грядущего российско-американского саммита.
— Президенты РФ и США никогда не отказывались от диалога друг с другом. Но почему личная встреча стала возможной только спустя семь месяцев после возвращения Трампа в Белый дом?
Научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН политолог-американист Константин Блохин:
— Встреча лидеров США и России важна априори. Это две великие державы и их непосредственные отношения влияют на многие процессы в мире. К тому же Москва всегда стремится найти общий язык с любой администрацией, которая приходит в Белый дом.
В данном случае определённую роль сыграли регулярные визиты Уиткоффа. Переговоры с ним проходили строго за закрытыми дверями, но мы понимаем, что на них обсуждались темы конфликта с Украиной, мирного урегулирования и построение отношений с Вашингтоном.
Видимо, встреча двух президентов необходима для предметного обсуждения и возможного решения конкретных вопросов.
Отдельно стоит отметить роль Кирилла Дмитриева. Он человек из бизнеса, у него довольно разветвлённые контакты на Западе. Скорее всего, он курирует вопрос экономических связей США с Россией, что по понятным причинам тоже является важным аспектом для Трампа.
Политолог-американист Малек Дудаков:
— Российско-американские контакты активизировались после прихода Трампа в Белый дом. Наверное, в ходе них согласовывались позиции, и в финальной точке сторонам удалось договориться о проведении саммита. Конечно, встреча могла бы состояться и раньше, но, по всей вероятности, стороны не хотели повторения прошлого опыта, когда саммиты проходили в тёплой дружеской атмосфере, но без прорывных результатов.
Доктор политических наук американист Рафаэль Ордуханян:
— В этой встрече больше заинтересован Трамп, особенно на фоне нарастающего недовольства его политикой относительно стран БРИКС, фактическим бойкотом со стороны Вашингтона. Тем временем в Россию один за другим приезжают эмиссары очень влиятельных стран. Намечается процесс консолидации, нежелательный для США. В связи с этим Трампу важно прощупать почву для налаживания устойчивых отношений с Россией. Он хочет иметь возможность пробить брешь в этом бойкоте.
— Какие темы могут стать ключевыми в общении Путина и Трампа? Могут ли быть достигнуты точки соприкосновения по наиболее чувствительным вопросам, включая украинский конфликт?
Константин Блохин:
— Это очень широкий круг вопросов. Экономика, стратегическая стабильность, восстановление дипломатической инфраструктуры, региональные проблемы, включая, естественно, тревожные события на Ближнем Востоке, где Россия может стать модератором переговорного процесса между Ираном и Израилем.
В центре внимания будет и украинский кризис. Сейчас трудно говорить о том, возможен ли здесь некий компромисс. Как я полагаю, Трамп осознаёт необходимость выхода США из этого конфликта. И условия такого шага с сохранением лица для Вашингтона как раз и могут обсуждаться на саммите.
Политолог-американист Михаил Синельников-Оришак:
— На сегодняшний день нет ничего более значимого, чем тема украинского конфликта. Для России — это новые регионы и их безопасность, для Трампа — это имиджевые устремления по урегулированию вооружённого противостояния. Каждый день для него — это утрата авторитета, что он крайне болезненно воспринимает.
Трамп превратился в заложника им же данных обещаний. Он изначально не имел детализированной стратегии, и американской дипломатии приходилось на ходу разбираться в чрезвычайно сложных вопросах украинского конфликта. В результате американцы постоянно натыкались на всякие подводные камни, что тормозило процесс.
Ещё совсем недавно Белый дом грозился ввести санкции, найти новые инструменты давления на Москву из-за её нежелания двигаться в фарватере плана мирного урегулирования. Но потенциал давления на Россию был фактически исчерпан ещё при Байдене.
Возможно, Москва и Вашингтон нашли точки соприкосновения по ряду вопросов, но, если говорить конкретно про украинский кризис, то компромисс пока не просматривается.
Рафаэль Ордуханян:
— На мой взгляд, принципиальные вопросы между Москвой и Вашингтоном по-прежнему остаются нерешёнными. Вряд ли Трамп изменит свой подход к украинскому кризису. Ему необходимо перемирие, а России — прочный долгосрочный мир, демилитаризация, денацификация Украины, отказ от вступления в НАТО.
Малек Дудаков:
— Россию и США всегда интересовали вопросы стратегической безопасности, а именно продление договора СНВ-III, вопросы контроля ракетного и ядерного оружия. Если по этим направлениям будет достигнуто понимание или некие конкретные договорённости, то, учитывая уровень отношений последних лет, это уже можно считать прорывом. Однозначно, это будет позитивным результатом и для Соединённых Штатов, и для России.
С Украиной всё сложнее. Думаю, для Трампа и его администрации действительно важно понять суть российской позиции. А для Кремля — донести нашу точку зрения и в очередной раз, постараться, соответственно, изменить подход Белого дома. Даже обмен мнениями повысит вероятность того, что в будущем Москве и Вашингтону всё-таки удастся прийти к общему знаменателю.