Чем опасен запрет на страхование танкеров с российской нефтью

ЕС, помимо решения о нефтяном эмбарго, договорился с Лондоном о запрете страховать перевозки топлива из России. Эта мера способна затруднить поставку российской нефти и в третьи страны. РБК разбирался, какие альтернативы возможны

Евросоюз договорился с Великобританией усилить европейское эмбарго на импорт российской нефти запретом страховать перевозки российского топлива по всему миру. Об этом сообщили 31 мая западные деловые СМИ. Более того, как пишет Financial Times (FT) со ссылкой на источник в Еврокомиссии, над присоединением к запрету работает «Большая семерка» (G7). Правительство Великобритании намерено вскоре объявить о запрете для своих компаний предоставлять страховое покрытие морским судам, транспортирующим российскую нефть. «Это происходит координированным [с Европой] способом», — цитирует FT одного из британских чиновников.

Сам по себе запрет покупать российскую нефть (под ним к концу года окажется до 90% ее экспорта в ЕС) скорее переориентирует поставки, нежели сократит их, тогда как запрет на страхование способен оказать более сильный экономический эффект, пишет The Wall Street Journal. Это «джокер» в кармане европейцев и, вероятно, один из самых важных элементов в «наступлении» на российский нефтяной экспорт, считает экономист, автор отраслевой рассылки Commodity Context Рори Джонстон.

РБК разбирался, что будет означать для российского нефтяного экспорта решение ЕС и Великобритании прекратить страхование этих операций.

Как работает рынок страхования морских перевозок

В мировой практике судовладельцы осуществляют следующие виды страхования (по значимости) — страхование ответственности судовладельца (очень широкое покрытие, означающее защиту имущественных интересов судовладельца в результате возникновения убытков, претензий со стороны третьих лиц и т.д.), страхование судна, страхование перевозимого груза, объясняет представитель Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Страхование ответственности судовладельца соответствует английскому термину protection and Indemnity (P&I, защита и возмещение).

Страхованием P&I занимается Международная группа клубов взаимного страхования — ассоциация, которая объединяет 13 крупнейших клубов страхования судов (Англии, США, Скандинавии, Японии и т.д.). Членами клуба являются в основном судовладельцы и фрахтователи. Они ежегодно делают страховые взносы в фонд клуба, из которого возмещаются расходы судовладельцев в случае возникновения убытков из-за причинения вреда здоровью экипажа, гибели судна, повреждения портовых сооружений, кабелей и т.д. Главной целью деятельности Международной группы клубов является распределение страховых рисков на основании пулового соглашения и приобретение перестрахования в международном пуле группы.

Страхование самого судна (каско) соответствует термину hull and machinery (H&M) — защита корпуса и оборудования. «Если проводить аналогию, то не сильно отличается от страхования каско автомобилей. Разница лишь в том, что в H&M покрываются еще и поломки двигателя», — рассказывает представитель ВСС. Наконец, страхование грузов чаще всего обеспечивается не судовладельцем, а другой стороной в соответствии с условиями контракта на поставку груза (в том числе грузополучателем). В целом P&I и H&M — это основные виды страхового покрытия, при этом без первого обойтись практически нельзя, отмечают в ВСС. Без должного покрытия P&I лишь немногие фрахтователи судов захотят перевозить груз, большинство портов будет отказывать судам в доступе, подтверждает отраслевое издание Lloyd's List.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть