В ВШЭ сообщили о минимуме деловой активности в регионах с начала кризиса

Только в 30% российских регионов в июне выросла экономическая активность, показал индекс ВШЭ. Его значение стало минимальным с начала кризиса. Хуже всего дела обстоят в торговле, а среди регионов — в Калужской и Липецкой областях

Сводный индекс региональной экономической активности (РЭА), который отслеживает Центр развития НИУ ВШЭ, в июне упал до минимального значения за четыре месяца санкционного кризиса — 39,8%, сообщил институт. Антирекорд исследователи фиксировали в мае пандемического 2020 года, когда действовал общероссийский локдаун, — тогда значение индекса равнялось 18%.

Индекс РЭА рассчитывается на основе ежемесячных данных Росстата о динамике пяти важнейших секторов экономики (промышленности, строительства, розничной торговли, оптовой торговли, платных услуг населению) по регионам. Значение индекса ниже водораздела 50% указывает на снижение экономической активности в ее региональном измерении.

По подсчетам экспертов ВШЭ, в июне спад произошел в 70% субъектов, ухудшение конъюнктуры наблюдалось в трех из пяти важнейших отраслей. Еще в начале 2022 года экономическая активность росла более чем в 70 регионах страны из 82, по которым проводится исследование.

Где зафиксирован наибольший спад

Больше всего экономическая активность в июне по сравнению с прошлым годом сократилась в розничной и оптовой торговле, пишут исследователи. В промышленности и строительстве не произошло ярко выраженного спада — рост и снижение индекса встречались примерно с одинаковой частотой по регионам. Единственным сектором, в котором выявлен прогресс деловой активности, стали платные услуги. Из всех федеральных округов самое сильное снижение наблюдалось в Уральском и Приволжском. Рост по сравнению с прошлым годом сохранился только в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах.

Несмотря на то что в 25 субъектах июньский индекс превысил 50%, не было ни одного региона, где экономическая активность выросла бы во всех пяти базовых секторах. В мае такие регионы были — Дагестан и Чечня. Рост экономической активности в регионах Северо-Кавказского округа, которые считаются «депрессивными», может объясняться тем, что реальный сектор в них не такой большой, чтобы происходящие в нем изменения негативно влияли на экономику региона в целом, полагает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов. «В мировой практике считается, что зависимые от федерального центра регионы менее устойчивы к шоковым воздействиям, а в России — наоборот, высокодотационные субъекты более устойчивы в кризис, потому что превалирующий бюджетный сектор меньше подвержен негативному влиянию», — отмечает он.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть