Провокационный момент: почему власти Финляндии декларируют отказ от размещения в стране ядерного оружия НАТО

Провокационный момент: почему власти Финляндии декларируют отказ от размещения в стране ядерного оружия НАТОГлава финского МИД Пекка Хаависто заявил, что даже после вступления страны в НАТО на её территории не появится ядерное оружие. Ранее об отказе от размещения ЯО на своей территории заявили и в Швеции. При этом вопрос членства обеих стран в блоке до сих пор окончательно не решён из-за противодействия Турции. По мнению экспертов, Финляндия пытается снизить потенциальные риски от вступления в НАТО.

Финляндия не будет размещать на своей территории ядерное оружие, после того как страна официально присоединится к Североатлантическому альянсу, заявил глава МИД страны Пекка Хаависто на полях проходящей в Швеции конференции по безопасности.

«Финляндия не выдвигала никаких предварительных условий при подаче заявки на членство (в НАТО. — RT), поскольку не хотела сужать сферу своей деятельности. Но ясно, что ядерного оружия не будет на финской земле», — приводит его слова Интерфакс.

При этом Хаависто отметил, что страна вступит в альянс одновременно со Швецией. «Финляндия и Швеция образуют единую оборонную стратегическую структуру. Одновременное заявление Финляндии и Швеции о вступлении в НАТО — это не просто жест вежливости, а вопрос укрепления обороноспособности обеих стран», — подчеркнул глава финской дипломатии.

Стоит отметить, что после заявления Хаависто местный телеканал MTV Uutiset обнародовал результаты опроса общественного мнения, согласно которому почти половина финнов (48%) высказалась против размещения в стране постоянной базы НАТО.

Ядерные колебания

Стоит заметить, что ранее власти Финляндии и Швеции не исключали возможности размещения на территории этих стран баз НАТО или ядерного оружия. В начале ноября об этом заявила премьер-министр Финляндии Санна Марин. Она подчеркнула, что для членства Хельсинки в альянсе не должно быть «никаких предварительных условий».

Тогда её поддержал шведский премьер Ульф Кристерссон. Кроме того, главнокомандующий ВС Швеции Микаэль Бюден рекомендовал правительству страны воздержаться от установления каких-либо ограничений в вопросе вступления страны в НАТО, включая размещение ядерного оружия на своей территории.

Однако позднее риторика официальных представителей Стокгольма и Хельсинки изменилась. Сначала об отказе от размещения в стране ядерного оружия НАТО в ноябре 2022 года заявил министр иностранных дел Швеции Тобиас Билльстрём. Он отметил, что в этом вопросе королевство последует примеру Дании и Норвегии.

«Долгосрочная позиция Умеренной коалиционной партии неизменна. Мы никогда не намеревались менять условия заявки, поданной предыдущим правительством», — приводит его слова агентство Reuters.

А в начале декабря схожую позицию озвучил и Пекка Хаависто. Тогда глава внешнеполитического ведомства заявил, что Хельсинки не просят ни у кого ядерного оружия и никто не предлагает его финской стороне.

Напомним, что в Европе из членов НАТО только Франция и Великобритания входят в так называемый ядерный клуб и у них в общей сложности около 500 ядерных зарядов. В то же время США хранят значительное количество своего ядерного оружия на европейском континенте: на авиабазах в Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции размещено около 100 ядерных зарядов.

Власти Финляндии и Швеции заявляют, что не собираются размещать на своей территории ядерное оружие, однако на их территории точно появится инфраструктура, с помощью которой это оружие можно будет использовать против России, отметил в разговоре с RT член Академии военных наук РФ Андрей Кошкин.

«Причём внедрять эту инфраструктуру будут, невзирая на мнение этих государств, ведь члены НАТО делегируют часть своего суверенитета и возможностей в обмен на «зонтик», который им обещают США. Ядерное оружие у самих Финляндии и Швеции может не появиться, но на их территории появятся инфраструктурные комплексы, которые будут обеспечивать успех его применения. Кроме того, рано или поздно руководство Финляндии сменится, а страна так и будет состоять в организации. И неизвестно, сохранят ли они такую антиядерную доктрину в будущем. Действующее руководство ведь не будет нести ответственность за то, что говорили до него», — подчеркнул эксперт.

Политические препятствия

Напомним, Финляндия и Швеция, сохранявшие до недавнего времени нейтральный статус, заявили о своём намерении присоединиться к НАТО в качестве полноправных членов после начала российской спецоперации на Украине. Официальные заявки на вступление в альянс Хельсинки и Стокгольм подали 18 мая 2022 года.

Однако вопрос вступления двух стран в НАТО до сих пор остаётся в подвешенном состоянии из-за того, что Турция и Венгрия не ратифицировали необходимые документы. При этом власти Венгрии ранее обещали, что сделают это в начале 2023 года. 

Турция заняла более принципиальную позицию. Ранее Анкара выступила против принятия Швеции и Финляндии в альянс и выдвинула ряд условий, которые те должны выполнить, чтобы турецкий парламент ратифицировал протоколы об их вступлении в НАТО, как того требует официальная процедура.

Основные условия Турции касаются борьбы с терроризмом: в частности, Анкара требует от Стокгольма и Хельсинки прекращения поддержки Рабочей партии Курдистана и организации проповедника Фетхуллаха Гюлена, которые турецкие власти считают террористическими.

Швеция и Финляндия пошли навстречу турецкой стороне, однако в конце декабря глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу сообщил, что у Анкары по-прежнему есть претензии к Швеции относительно того, как она выполняет поставленные турецкой стороной условия.

«Есть документ, и его (положения. — RT) необходимо выполнять. Мы ещё даже не на половине (пути. — RT). Мы в самом начале», — подчеркнул Чавушоглу, имея в виду меморандум о взаимопонимании между Турцией, Швецией и Финляндией, подписанный в июне 2022 года.

В свою очередь, шведский премьер Ульф Кристерссон заявил 8 января, что его страна не может выполнить все условия Турции для одобрения Анкарой заявки Стокгольма на вступление в НАТО. «Турция подтверждает, что мы сделали то, что обещали, но они также говорят, что хотят того, чего мы не можем или не хотим им дать», — сказал политик.

Ведущий эксперт РИСИ Сергей Ермаков в разговоре с RT отметил, что замедление процесса вступления в НАТО Швеции означает и замедление вступления в блок Финляндии, так как обе страны с самого начала заявляли о намерении синхронизировать этот процесс.

«Швеция столкнулась с определёнными трудностями при вступлении в альянс из-за противодействия со стороны Турции. В свою очередь, на турецкую сторону оглядывается и Венгрия, которая тоже пока не ратифицировала необходимые протоколы. Именно от руководства этих двух стран сейчас зависит формальное членство Швеции и Финляндии в НАТО. При этом неформально они, конечно, уже идут по одному пути вместе с Североатлантическим альянсом», — подчеркнул эксперт.

Что касается вопроса возможного появления ядерного оружия на территории этих стран, то Финляндия и Швеция заявляют о своём отказе на его размещение, однако не отказываются от участия в совместных миссиях НАТО, в рамках которых США, Великобритания и Франция предоставляют доступ неядерным странам к такому оружию, напомнил Ермаков.

«Скорее всего, в ближайшем будущем мы не увидим на их территории американских баз и специальных хранилищ с бомбами, которые уже есть в других странах Европы. Тем не менее это не означает, что в перспективе Финляндия и Швеция не будут участвовать в ядерных миссиях НАТО и в группе ядерного планирования. С помощью этих механизмов НАТО создаёт прецедент, когда формально у страны нет ядерного оружия, но самолёты стратегической ядерной авиации могут использовать воздушное пространство и инфраструктуру стран-членов для отработки нанесения ядерного удара», — пояснил собеседник RT.

В то же время политики этих государств начали в полной мере осознавать, что вступление в НАТО обратит на них внимание России, которая должна будет думать об обеспечении своей безопасности, и теперь стараются снизить градус риторики по сравнению с теми заявлениями, которые сгоряча делались весной 2022-го, добавил Ермаков.

«В прошлом в Финляндии выступали против членства в НАТО, так как это неминуемо повлечёт за собой негативную реакцию России и спровоцирует нестабильность в регионе. Но всё меняется в соответствии с конъюнктурой. Нынешний курс Финляндии — это курс на обострение отношений с Россией. Однако в Хельсинки прекрасно отдают себе отчёт в том, к чему могут привести их действия», — заключил политолог.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Закрыть